г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19,
БЦ "Omega Plaza", 3й эт., оф. №3024-3

Почему разработчики международных стандартов – невоспетые герои?

Опубликовано: 13.08.2019

Обновлено: 13.08.2019


  • Почему разработчики международных стандартов – невоспетые герои?
Когда речь заходит о личностях, которые внесли значительный вклад в развитие технологий, внимание часто сосредотачивается на таких известных изобретателях как Томас Эдисон, создавший лампу накаливания, или Тим Бернерс-Ли, заложивший основы Всемирной паутины. Нередко в этом контексте упоминаются основатели организаций, которые создают и распространяют инновации, такие как Томас Уотсон из IBM или Билл Гейтс из Microsoft. 

Но другие гораздо менее известные личности также сыграли огромную роль в разработке и распространении технологий: это инженеры, которые создавали и создают национальные, региональные и, что особенно важно, международные стандарты.

Все мы зависим от стандартов 

Стандарты окружают всех нас в повседневной жизни. Они обеспечивают совместимость и взаимозаменяемость наших устройств (как пример можно привести стандартные резьбы и символы ASCII в текстовых редакторах) и платформ, которые могут быть использованы для инновационной деятельности (примером в данном случае служат интернет-протоколы). 

То есть, когда садовод вкручивает новый садовый шланг в смеситель для использования при поливе, или тинэйджер использует смартфон для обмена сообщениями, проявляется их зависимость от стандартов, позволяющих выполнять эти повседневные действия. 

Можно вспомнить интермодальные транспортные контейнеры (контейнеры, предназначенные для перевозки несколькими видами транспорта при согласовании размеров тары и транспортных средств). Они были стандартизированы сначала в Соединенных Штатах Америки, а затем и на международном уровне в 60-е годы прошлого века. 

Внедрение данной технологии позволило упаковывать товары в контейнеры один раз, а затем отправлять их морским и/или железнодорожным транспортом до места назначения без переупаковки. Это привело к резкому сокращению транспортных расходов и упростило трансграничную торговлю. 

Несмотря на их многочисленные преимущества, мы редко признаем полезность международных стандартов. При этом их отсутствие иногда может доставлять нам огромные неудобства. Например, когда нам приходится возить с собой переходники во время международных поездок из-за отсутствия в некоторых странах желания внедрять международные стандарты на электрические вилки и розетки, вместо которых там используются национальные стандарты. Более того, мы почти ничего не знаем о том, как и кем были созданы стандарты.

Инженеры и другие специалисты создают стандарты, оставаясь в тени 

Следует отметить, что стандарты в большинстве своем являются добровольными. То есть речь идет о документах, которые правительства не предписывают использовать производственным предприятиям и пользователям / потребителям их продукции. 

Многочисленные фирмы внедряют такие стандарты добровольно. Эти фирмы готовы внедрять такие документы добровольно, потому что представляющие их инженеры являются членами технических комитетов, которые разрабатывают стандарты посредством кропотливого процесса переговоров, направленного на достижение консенсуса. 

В конце 19 и начале 20 века инженеры, стремящиеся внести вклад в общее благо, разработали этот процесс и начали создавать многочисленные добровольные стандарты, от которых мы сегодня зависим.

Три героя

  Следует поблагодарить многих "героев добровольной стандартизации", чей вклад в общее дело остался незамеченным. При этом нужно уделить особое внимание трем личностям, которые внесли наиболее активный вклад в рамках каждой из трех так называемых "волн стандартизации". 

Это Шарль Ле Местр, который трудился во время первой "волны" (с начала 20-го века до 1950-х годов), Олле Стурен, который работал во время второй "волны" (период после Второй мировой войны и до конца 1980-х годов), и Тим Бернерс-Ли оказавшийся вовлеченным в третью "волну" (с конца 1980-х и до настоящего времени). Последний интересен не как изобретатель сети интернет, а как основатель ключевого органа, устанавливающего стандарты. 

Все трое, как можно заметить, мужчины. На самом деле сообщество инженеров, занимающихся стандартизацией, практически целиком и полностью состояло из мужчин во время первой и второй "волн". Только к третьей "волне" женщины начали играть значимую роль в процессе стандартизации.

Шарль ле Местр – "проповедник" национальной и международной стандартизации

Родившийся в 1874 году инженер-электрик Шарль ле Местр сыграл ключевую роль в первой "волне" установления национальных и международных стандартов. Он был секретарем первого национального добровольного органа по стандартизации, основанного в Великобритании в 1901 году. В этой должности ле Местр распространял по всей Британской империи идеалы сбалансированного и основанного на консенсусе процесса установления стандартов как экономического и социального блага. 

Он считал, что инженеры во всех промышленно развитых странах должны создавать аналогичные организации, и активно помогал многим единомышленникам, в том числе в Соединенных Штатах Америки, Франции, Советском Союзе и Швеции. С его помощью коллеги из-за рубежа создавали свои собственные национальные органы по стандартизации во время и после Первой мировой войны.

В то же время, поощряя создание национальных органов по стандартизации, он также закладывал основы для разработки стандартов на международном уровне. Когда в 1908 году был утвержден первый в мире орган по стандартизации в области электротехники, которым стала Международная электротехническая комиссия (International Electrotechnical Commission; IEC; МЭК), именно Шарль ле Местр был назначен ее генеральным секретарем. 

В первые годы он работал в МЭК, поддерживая стандартизацию, которая позволила бы создать электрические сети в Европе и Северной Америке, а также сформировать международные рынки электрических генераторов и другого электрооборудования. Он призывал инженеров-электриков в разных странах мира создавать электротехнические общества и посылать делегации в МЭК.

После Второй мировой войны, когда зарождалась вторая "волна" стандартизации, он снова сыграл важную дипломатическую роль, когда специалисты по стандартизации из государств-победителей сформировали новый орган. Речь о Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization; ИСО; ISO). 

Шарль ле Местр потратил последние годы жизни, чтобы обеспечить представителям бывших стран-агрессоров, таких как Германия и Япония, место в ИСО и сохранить Советский Союз в числе членов этой организации, несмотря на растущую напряженность в "холодной войне".

Этот человек никогда не был заметным общественным деятелем, и в настоящее время практически забыт потомками. Тем не менее, он сыграл важную роль в распространении идеи добровольной стандартизации и поддержке организаций, которые создавали промышленную инфраструктуру в первой половине 20-го века.

Олле Стурен и интернационализация стандартотворчества

Вторая "волна" стандартизации началась с формирования ИСО. Ключевой фигурой в этой организации стал шведский инженер по имени Олле Стурен. С 1968 года этот человек, работая на посту генерального секретаря ИСО, был привержен идеи увеличения темпов деятельности по стандартизации и ее международного масштаба. 

Он поспособствовал вступлению в ИСО множества индустриализирующихся стран послевоенной эпохи: от Ганы до Китайской Народной Республики. Стурен также определил приоритетные области стандартизации и создал технические комитеты для работы над стандартами. 

Одним из таких направлений была интермодальная доставка грузовых контейнеров, о которой говорилось выше. Установив международные стандарты для больших металлических ящиков, организация ИСО сделала возможной самую настоящую трансформацию мировой торговли. Контейнеры снизили цены и глобализовали рынки потребительских товаров и иной продукции, сделав возможным появление на свет существующих сегодня глобальных цепочек поставок.

Некоторые экономисты даже утверждают, что экономия затрат, вызванная стандартизацией контейнеров, внесла более существенный вклад в расширение мировой торговли, чем любая договоренность в рамках Всемирной торговой организации (ВТО).

Стюрен также одним из первых стал продвигать стандарты на компьютерные сети и борьбу с загрязнением воздуха. Эти две темы стали ключевыми в 21-м веке. Благодаря вкладу в развитие технических стандартов, а также в расширение масштабов международной стандартизации Стурен способствовал глобальной технологической и экономической интеграции.

Тим Бернерс-Ли как предприниматель и специалист по стандартизации

Тим Бернерс-Ли получил широкую известность благодаря своим глубоким познаниям в области компьютерных систем. И в этом нет ничего удивительного, поскольку он был инженером-программистом Европейской организации ядерных исследований (Conseil Européen pour la Recherche Nucléaire; CERN) в Женеве. 

Гораздо меньше известности ему принесло совмещение предпринимательства и стандартизации. После изобретения универсальных идентификаторов ресурсов (URL), языка разметки гипертекста (HTML) и протокола передачи гипертекста (HTTP) в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века Бернерс-Ли решил не монетизировать сеть, вместо этого убедив CERN позволить ему передать свой код пользователям со всего мира бесплатно. 

Однако на этом он не остановился. Обеспокоенный тем, что сеть будет фрагментирована и не выполнит свое предназначение, он переехал в Соединенные Штаты Америки и, используя Массачусетский технологический институт (MIT) в качестве своей академической базы, в 1994 году создал некоммерческий консорциум World Wide Web (W3C). Последний позиционировался в качестве органа по стандартизации интернета. 

Детище Бернерса-Ли стало одной из новых добровольных организаций по разработке стандартов, созданных в рамках третьей "волны" стандартизации. При этом W3C, по сути, является консорциумом. Фирмы-члены W3C и другие входящие в состав W3C организации платят за принадлежность к этому консорциуму и за участие в установлении стандартов для нужд интернета. 

Корпоративные компьютерные консорциумы, которые стали популярными в США в 80-е годы прошлого века, обычно практически полностью состояли (по крайней мере, на начальном этапе) из однотипных компаний или других одинаковых заинтересованных сторон (например, производителей аппаратного или программного обеспечения). При этом в таких консорциумах не было баланса, и отсутствовал добровольный консенсус.

Однако Бернерс-Ли создал W3C с оглядкой на традиционные национальные и международные многосторонние организации по стандартизации. Предложенный им гибкий подход к установлению сумм членских сборов позволил небольшим фирмам, некоммерческим организациям и фирмам из бедных стран внести существенный вклад в общую работу по стандартизации. 

Консорциум W3C также привлек к работе по стандартизации не только компании, занимающиеся веб-браузерами, такие как Microsoft и Google, но и фирмы, обслуживающие конечных пользователей, такие как Netflix и Amazon, а также образовательные и некоммерческие организации. 

Пусть у консорциума W3C и нет прописанных правил касательно обеспечения баланса мнений заинтересованных сторон как в национальных органах по стандартизации, а также правил о национальном представительстве по типу ИСО, этот консорциум всегда публично акцентировал внимание на значимости баланса и продолжает это делать. 

Он создает технические комитеты и следует процессу, который во многом напоминает процесс работы традиционных добровольных групп по стандартизации. А поскольку финансирование работы W3C осуществляется за счет членских взносов, стандарты консорциума являются не только добровольными, но и открытыми, а также бесплатными. 

Бернерс-Ли сохранил за собой определенные постоянные полномочия в W3C, но в общем и целом использовал эти полномочия для достижения того, чтобы работа консорциума не шла вразрез с концепцией традиционных организаций по стандартизации на основе добровольного консенсуса.

Несмотря на то, что силы, направленные на фрагментацию интернета, никуда не делись, консорциум W3C продолжает поддерживать достаточно унифицированную сеть для браузеров и пользователей, чтобы сохранить ее огромную популярность и социально-экономическое значение. Поэтому вклад Бернерса-Ли в постоянную стандартизацию интернета следует рассматривать как нечто столь же значимое, как его вклад в создание глобальной сети.

Вместо заключения

Шарль Ле Местр, Олле Стурен и Тим Бернерс-Ли заслуживают того, чтобы их истории получили более широкую огласку, как минимум, среди тех людей, которые интересуются глобальной технологической и экономической интеграцией. В будущем нужно будет еще больше таких людей, чтобы это будущее вело к всеобщему процветанию. 

Все мы, извлекая выгоду из технологий и стандартов, которые нас окружают, должны быть благодарны этим незамеченным героям стандартизации, чья работа в области популяризации прогрессивных идей, создания организаций и разработки стандартов сделала возможной технологическую и экономическую интеграцию нашего мира.

Поделиться с друзьями!

Теги: ИСО ISO IEC МЭК Шарль Ле Местр Олле Стурен Тим Бернерс-Ли


Подписка
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать новости