г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19,
БЦ "Omega Plaza", 2-й эт., оф. № 2040

Техническое регулирование в Таможенном союзе и в РФ

  • 25.10.2018
Техническое регулирование в Таможенном союзе и в РФ

С 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., в котором закреплены положения по созданию условий для стабильного развития экономики, формированию единого рынка товаров и услуг. Участниками союза являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Республика Армения.

Стороны договора устанавливают единую таможенную территорию, единые меры регулирования торговли с государствами, не вошедшими в Таможенный союз, в том числе определяют единый таможенный тариф. В рамках объединения не применяются таможенные пошлины и ограничения, за исключением специальных мер (защитных, антидемпинговых, компенсационных).

Ранее функционировал Таможенный союз, куда входили Российская Федерация, Республика Белоруссия и Республика Казахстан (6 октября 2007 года был подписан Договор о создании Комиссии Таможенного союза). Целями данного международного соглашения стороны определили обеспечение благоприятных условий торговли между странами-участницами договора и другими государствами, а также развитие экономической интеграции России, Казахстана и Белоруссии в формате таможенного союза.

Основные принципы техрегулирования

За время, прошедшее с момента подписания договора о Таможенном союзе, была сформирована достаточно обширная правовая база, способствующая формированию единого экономического пространства на территории России, Белоруссии и Казахстана. Основной документ Таможенного союза – Таможенный кодекс, вступил в действие в июле 2010 г.

В части технического регулирования сторонами было принято соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия, на таможенной территории, в котором определены основные этапы формирования политики в области подтверждения соответствия:

  1. Определены уполномоченные органы государств-членов таможенного союза в сфере технического регулирования. В Российской Федерации эти функции выполняет Министерство промышленности и торговли.
  2. Определен Единый реестр органов и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза и Единого экономического пространства.
  3. Приняты Единые формы сертификатов соответствия и деклараций о соответствии.
  4. Создан Единый перечень продукции, подлежащей подтверждению соответствия в рамках таможенного союза с выдачей единых документов, который действует до вступления в силу технических регламентов на соответствующую продукцию.

Следующий шаг – принятие технических регламентов

В сфере техрегулирования продолжает набирать обороты выбранный темп утверждения и вступления в силу технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС), а отныне и технических регламентов Евразийского экономического союза (ТР ЕАЭС). Уже с 2012-2013 гг. подтверждение соответствия множества групп продукции, таких как пиротехнические изделия, упаковочные средства, продукция легкой промышленности, детские товары, игрушки, парфюмерно-косметические товары, средства индивидуальной защиты,различное оборудование, проводятся в рамках требований Таможенного союза, а теперь и Евразийского экономического союза. Действующие до этого российские нормы перестали быть обязательными.

Особая роль в формировании системы технического регулирования стран-участниц объединения отводится Евразийской экономической комиссии: утверждение соглашений, направленных на упорядочение работы в рамках союза, внесения изменений в акты, касающиеся таможенного администрирования. Члены Комиссии обсуждают стратегию развития единой системы технического регулирования и применения санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер на ближайшие годы.

Кроме того, В Евразийской комиссии обсуждают порядок ведения перечня товаров, к которым установлены требования в рамках ЕАЭС. На обсуждение вынесены и рекомендации по структуре регламентов Евразийского союза.

Ориентиры на будущее представлены в планах мероприятий по реализации соглашения о единых правилах и принципах технического регулирования в странах-участницах ЕАЭС.

Появились вопросы?

Здесь можно задать любой интересующий вас вопрос на тему сертификации.




Кулакова
12.09.2014
г. Иркутск
С вступлением в действие ТР ТС 021/2011, 034/2013, просим разъяснить нужно ли оформлять декларации о соответствии на мясо(блочная говядина, свинина, субпродукты), поставщики перестали их предоставлять ссылаясь на указанные регламенты, а проверяющие органы требуют.Работаем на внутреннем рынке РФ, экспортом-импортом не занимаемся. И по поводу окорочков куриных, это мой предыдущий вопрос, ваш ответ "нужна", без ссылки на документы меня не удовлетворил, и как же быть с постановлением правительства РФ №870 от 04.10.13, где в тексте перечня товаров, подлежащих декларированию, мясо кур отсутствует. Заранее благодарю за ОБОСНОВАННЫЙ ответ.
Читать ответ
Здравствуйте! Начнем с мяса и мясных продуктов. В соответствии со статьей 132 главы XIII профильного технического регламента Таможенного союза ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции" мясные продукты (за исключением предназначенных для детей и относящихся к новому виду) подлежат декларированию соответствия. Таким образом регистрация декларации обязательна. При этом, согласно статье 144 этой же главы, мясная продукция для детского питания подлежит государственной регистрации в рамках требований другого технического регламента Таможенного союза - ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции". Что касается мяса кур, то такая продукция попадает в область регулирования ТР ТС 021/2011. Опираясь на пункт 1 статьи 21 главы IV документа, куриные окорочка подлежат декларированию соответствия, либо государственной регистрации (для специализированных товаров или относящихся к новому виду). Относительно постановления Правительства РФ № 870 от 4 октября 2013 г., обращаем внимание на то, что в нем указаны изменения, вносимые в национальный перечень продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия (система ГОСТ Р), такой перечень не применяется к техническим регламентам Таможенного союза.
Елена, специалист Новотест 12.09.2014
Артём
24.04.2013
г. Пермь
Существуют ли нормативные документы, обязывающие продавца хранить сертификаты на товар, уже отсутствующий в торговой точке?
Читать ответ
Хоть это и не совсем наша сфера, можем сказать, что нормативного документа, однозначно указывающего на то, что продавец обязан хранить сертификаты на уже проданный товар, не существует. В основных документах, регулирующих правила продажи товаров, указывается только обязанность продавца при продаже ознакомить покупателя (по его требованию) с документами, подтверждающими соответствие товаров установленным требованиям: - Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", ст 21, п.2, пп.2:  "в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иметь в наличии документы, подтверждающие соответствие товаров установленным требованиям (сертификат или декларацию о соответствии либо их копии, заверенные в установленном порядке), товарно-сопроводительные документы;" - Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров...", п.12: Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона. Однако, есть некоторые нюансы, которые могут быть важными. Например, если вы являетесь владельцем (т.е. являетесь заявителем) декларации соответствия, оформленной по ТР ТС 010/2011 О безопасности машин и оборудования, то важно знать следующее: "Заявитель обязан хранить декларацию о соответствии и доказательственные материалы в течение десяти лет с момента окончания срока действия декларации о соответствии." (ст. 10, п.4 ТР ТС 010/2011). Похожая ситуация и в ТР ТС 016/2011 О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе: "Техническая документация, включая документы, подтверждающие соответствие на территории государств - членов Таможенного союза, должна храниться: - на газоиспользующее оборудование - у изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) в течение не менее 10 лет со дня снятия (прекращения) с производства этого оборудования; - партию газоиспользующего оборудования (единичное изделие) - у продавца (поставщика), изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) в течение не менее 10 лет со дня реализации последнего изделия из партии." Поэтому советуем, если ваша продукция попадает под какой-либо ТР ТС, и вы являетесь заявителем (держателем сертификата/декларации) досконально изучить условия профильного техрегламента.
Наталья, специалист Новотест 24.04.2013
Появились вопросы?

Здесь можно задать любой интересующий вас вопрос на тему сертификации.