Шведская королевская академия наук в 2019 году удостоила Джона Гуденофа, Стэнли Уиттингема и Акиру Йошино Нобелевской премии по химии за новаторскую работу над ионно-литиевыми батареями. Лауреаты премии разделят между собой призовой фонд в размере 0,9 млн. долларов США (девять миллионов шведских крон). Премию они получили за разработку легкой, перезаряжаемой, энергоэффективной и мощной аккумуляторной батареи.
Любая научная работа, удостоенная Нобелевской премии, является монументальной. Но эта конкретная награда выделяется на фоне остальных благодаря почти повсеместному распространению соответствующей технологии. Если вы читаете эту статью с экрана своего мобильного телефона или ноутбука, то, вероятнее всего, используете литий-ионный аккумулятор.
В настоящее время рассматриваемая технология применяется во всем мире для электропитания портативной электроники, используемой нами для общения, работы, учебы, прослушивания музыки и поиска знаний. Помимо таких гаджетов подобные батареи устанавливаются внутри транспортных средств вроде электромобилей. Литий-ионные аккумуляторы, которые можно перезаряжать тысячи раз, также помогают снабжать энергией медицинские устройства и даже хранить электричество, генерируемое солнечными панелями.
Литий-ионные аккумуляторные батареи, которые впервые появились на рынке в 1991 году и вырабатывают энергию посредством потока ионов от анода к катоду (и наоборот при зарядке), заложили основу для "беспроводного общества", свободного от ископаемого топлива, и приносят огромную пользу человечеству.
Но мало кто понимает, что литий-ионные аккумуляторы вряд ли бы получили столь широкое применение, если бы не релевантные международные добровольные основанные на консенсусе стандарты и системы оценки соответствия.
Например, стандарты и системы оценки соответствия от Международной электротехнической комиссии (International Electrical Commission; IEC; МЭК) активно используются для тестирования батарей, а также определения эксплуатационных требований и спецификаций безопасности.
МЭК / ТК 21 - один из нескольких технических комитетов в составе МЭК, разрабатывающих стандарты для элементов электропитания и батарей. Работа данного технического комитета разделена на две отдельные области, охватывающие различные аккумуляторные технологии.
Так, подкомитет 21А занимается подготовкой стандартов для батарей со щелочным электролитом, таких как никель-кадмиевые или никель-металлогидридные, тогда как подкомитет 21B занимается батареями с кислотным электролитом, называемым свинцово-кислотным. При этом оба подкомитета совместно работают над стандартами для литий-ионных батарей.
Согласно прогнозу аналитиков Международного энергетического агентства (МЭА), количество экологичных электромобилей, которые комплектуются литий-ионными аккумуляторными батареями, на дорогах по всему миру увеличится с 3 миллионов в настоящее время до 125 миллионов к 2030 году.
В 2018 году эксперты МЭК / ТК 21 опубликовали несколько важных релевантных документов, в том числе второе издание стандарта МЭК 62660-2: 2018 "Литий-ионные аккумуляторные элементы для приведения в движение электрических дорожных транспортных средств - Часть 2: Тестирование на надёжность и чрезмерное нагружение".
Этот стандарт является частью серии МЭК 62660 по литий-ионным аккумуляторным элементам для электромобилей, которая состоит из трех частей. Первая посвящена тестированию эффективности, вторая - испытаниям на надежность, третья - требованиям безопасности.
Цель МЭК 62660-2 состоит в том, чтобы предоставить базовую методологию тестирования надежности литий-ионных аккумуляторных элементов, которые могут использоваться в широком диапазоне блоков и систем автомобильных батарей.
- Главная
- Новости мировой стандартизации
- В чем связь между Нобелевской премией и стандартами МЭК на аккумуляторы?
В чем связь между Нобелевской премией и стандартами МЭК на аккумуляторы?
Опубликовано: 14.10.2019
Обновлено: 14.10.2019