г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19,
БЦ "Omega Plaza", 3й эт., оф. №3024-3

Выгоден ли ИСО 9001 для субъектов хозяйствования?

Опубликовано: 19.10.2012

Обновлено: 14.07.2016


В 1987 ИСО опубликовала первую серию стандартов управления качеством ИСО 9000 (quality management standards; QMS; СМК). С тех пор более одного миллиона организаций в 178 странах мира прошли сертификацию в рамках ИСО 9001. Но оказалась ли эта процедура полезной с точки зрения финансовой выгоды? В данной статье приведены обобщенные результаты 42 научных исследований, демонстрирующих зависимость между имплементацией стандарта и финансовыми показателями ряда организаций. Отметим, что основной посыл данного материала заключается в следующем: субъекты хозяйствования, которые действительно стремятся к реальному улучшению качества, получают больше пользы от сертификации, чем те, которые используют ИСО 9001 в качестве "быстрого решения" какой-либо локальной проблемы в области управления качеством, а также для того, чтобы нивелировать давление со стороны клиента.

Несмотря на то, что на сегодняшний день были опубликованы десятки научных исследований по этой теме, картина влияния сертификации в рамках стандарта ИСО 9001 на финансовые показатели субъектов хозяйствования остается запутанной. Некоторые исследователи пришли к выводу, что сертификация ведет к положительным последствиям для финансовых аспектов организации, но другие, напротив, не обнаружили значительного эффекта. Помимо прямой связи между СМК и финансовым успехом, некоторые исследования отметили и другие переменные, которые могут оказывать влияние на рассматриваемую проблему.

Мета-аналитический подход

Для получения более надежных и достоверных выводов были проанализированы результаты группы из 42 эмпирических исследований. Ученые изучили влияние ИСО 9001 на бизнес, используя методику мета-анализа, разработанную экспертами компании Lipsey & Wilson. Мета-анализ предполагает "объединение результатов нескольких исследований для анализа набора связанных между собой научных гипотез" (Hunter & Schmidt, 1990).

Специалисты изучали степень улучшения финансовой эффективности организации после прохождения сертификации в рамках ИСО 9001, а также попытались понять, был ли эффект выше, чем у аналогичных, но не сертифицированных, организаций. Они изучили финансовые показатели, такие как рентабельность активов, продаж, инвестиций и капитала, прибыльность, увеличение размера продаж и доли рынка.

Улучшенная финансовая производительность

Анализ показывает, что сертификация в рамках ИСО 9001 действительно приводит к улучшению финансовых показателей, и что этот эффект достигается в основном за счет увеличения объема продаж. Это может быть объяснено более внимательным изучением соотношения между механизмами, которые лежат в основе ИСО ISO 9001, а также внутренними, внешними и сигнализирующими* выгодами, которые могут привести к росту финансовых показателей (см. Рисунок 1).
1.jpg
Рисунок 1: Связь между ИСО 9001 и финансовых показателями.

Во-первых, реализация ИСО 9001 может привести к возникновению внутренних преимуществ, хотя организации и не могут стать более эффективными в финансовом плане сразу же после прохождения сертификации. Во-вторых, повышение технологического контроля, качества, производительности и эффективности могут повысить удовлетворенность клиентов и, следовательно, обеспечить некоторые внешние выгоды. Наконец, сертификация в рамках ИСО 9001 сама по себе может сигнализировать о качестве товара или услуги.

Внешняя или внутренняя мотивация?

Объяснить вариации в рамках результатов различных исследований и различия в повышении производительности между компаниями можно при помощи так называемых замедляющих факторов. Мотивация и интернализация являются двумя наиболее обсуждаемыми переменными, которые организациям следует принимать во внимание при внедрении ИСО 9001.

Во-первых, мотивация на имплементацию ИСО 9001 может в значительной степени повлиять на то, как этот шаг отразится на финансовых показателях. Руководители организаций могут пожелать пройти сертификацию по причине внешних факторов, таких как давление со стороны клиентов, требования рынков или правительств, или для решения внутренних целей, таких как повышение производительности и эффективности. Те из них, кто ориентируется на краткосрочные внешние выгоды, могут рассчитывать на получение лишь сиюминутной пользы, но менеджеры, стремящиеся к реальному улучшению качества, могут добиться более высокой общей выгоды.


Во-вторых, степень принятия принципов ИСО 9001 в рамках внутренней структуры субъекта хозяйствования зависит от мотивации персонала организации, и, как полагают аналитики, именно этот фактор имеет решающее значение для успешной реализации СМК. Организации с внешней мотивацией, как правило, используют меры, предусмотренные стандартом, для быстрого решения проблем в области качества, а компании с внутренней мотивацией, скорее всего, будут использовать предписания и основные принципы стандарта на практике изо дня в день, принимая решения, которые действительно улучшают качество товаров или услуг. Интернализация принципов ИСО 9001 считается необходимой для достижения наиболее значимых преимуществ от стандартов в области СМК.

Хорошая причина для имплементации ИСО 9001

Данный материал несет ряд теоретических, общественных и деловых последствий. Во-первых, анализируя многие существующие исследования на тему ИСО 9000, ученые смогли сделать надежные и достоверные выводы и оценить последствия имплементации СМК. Во-вторых, используя метод мета-анализа, они помогли будущим исследователям получить отправную точку путем обобщения исследований, проведенных до настоящего времени. Это также важно для организаций, рассматривающих возможность реализации ИСО 9001, так как процесс прохождения сертификации и поддержания системы в работоспособном состоянии требует времени, денег и усилий - и они должны знать, что расходы могут обернуться выгодами в виде повышения эффективности бизнеса.

* Сигнализирование - концепция М. Спенса, согласно которой, формируется отношение к образованию не как к фактору, повышающему производительность труда, а как к фактору, информирующему работодателя о реальных и потенциальных способностях и возможностях работника. Данное понятие можно экстраполировать применительно к сертификации в рамках ИСО 9001.


Поделиться с друзьями!

Подписка
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать новости