г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19,
БЦ "Omega Plaza", 3й эт., оф. №3024-3

В ЕС введены новые принципы регулирования рынка косметики

Опубликовано: 08.08.2013

Обновлено: 14.07.2016


Европейцы непрерывно совершенствуют законодательные нормы, регулирующие рынок наноматериалов и нанотехнологий. На данном этапе эти нормы в большинстве своем не охватывают полный спектр продукции и отличаются “сыростью”. Но в ближайшее время благодаря доработке регламента Европейского союза, регулирующего производство и оборот химических веществ REACH (Registration, Evaluation and Authorisation of CHemicals) ситуация должна существенно улучшиться. Позитивные сдвиги уже наблюдаются в сегменте косметической продукции. Так, с 11 июля 2013 года оборот подобных товаров на территории стран-членов Евросоюза стал регулироваться Директивой по косметике № 1223/2009. Данный законопроект заменил Директиву по косметике, принятую в 1976 году, которая к настоящему времени утратила актуальность, несмотря на многие изменения и дополнения.

Как и ряд других принятых недавно правил – таких как Директива об использовании биоцидных препаратов – Директива по косметике № 1223/2009 накладывает на субъектов хозяйствования обязательства по оценке безопасности наноматериалов и предоставлению соответствующей информации Европейской Комиссии и потребителям. Примечательно, что новый законопроект является лишь одним из многих документов, описывающих правила обращения с нанотехнологическими материалами, которые уже были приняты или будут приняты в ближайшее время, как на уровне ЕС, так и в отдельных странах-членах Евросоюза (на национальном уровне).

Согласно требованиям нового законопроекта, производители должны иметь специальное разрешение на использование наноматериалов в косметической продукции и ее элементах: красителях, стабилизаторах, ультрафиолетовых фильтрах и так далее. Косметическая продукция, содержащая не описанные в законопроекте наноматериалы, станет объектом экспертизы на предмет безопасности на уровне ЕС. Производитель будет обязан информировать потребителей о присутствии в составе косметического продукта наноматериалов, помещая слово “нано” в скобках после названия вещества в описании химического строения продукта (например, “оксид цинка (нано)”).

Отметим, что составители документа определяют наноматериалы как “нерастворимые / био-стойкие и преднамеренно производимые материалы размером от 1 до 100 нм”. В отличие ранее использовавшегося определения, предложенного экспертами Европейской Комиссии в 2011 году, новая формулировка касается лишь искусственных наноматериалов.

Конечно же, Директива по косметике № 1223/2009 касается не только наноматериалов. К примеру, составители документа ввели понятие “ответственное лицо”, которое соотносится с юридическим или физическим лицом, отвечающим за ту или иную косметическую продукцию, размещаемую на рынке ЕС.

Согласно новому регламенту, был введен механизм четкой идентификации ответственного лица и определения его обязанностей. В большинстве случаев ответственное лицо берет на себя обязательства по отслеживанию доступности информационных материалов по косметической продукции потребителям и регулирующим органам, за актуализацию этих данных и оценку безопасности товаров. В его обязанности входит создания токсикологического паспорта (профиля) продукта с предельной детализацией описания входящих в сего состав наноматериалов. Ответственное лицо также обязуется уведомлять национальные компетентные органы о серьезных нежелательных воздействиях товаров, агрегируя эту информацию с помощью механизмов обратной связи с покупателями и при взаимодействии с работниками сферы здравоохранения.

Чтобы максимизировать безопасность товара, в общем случае, ответственные лица должны предоставлять Еврокомиссии следующую информацию о применяемых в составе продукта наноматериалах:

• Наименование (по номенклатуре Международного союза теоретической и прикладной химии (International Union of Pure and Applied Chemistry; IUPAC);
• Характеристики (размер частиц и физико-химические свойства);
• Оценка годового количества, используемого при производстве косметики, предназначенной для размещения на рынке;
• Токсикологический профиль (или справочный номер, необходимый для получения токсикологического профиля, если это предусмотрено Европейской Комиссией);
• Данные о безопасности;
• Обоснованно прогнозируемое воздействие окружающей среды на материал.

Несомненным плюсом принятия Директивы по косметике № 1223/2009 для производителей стало появление возможности централизованного уведомления всех заинтересованных сторон и регулирующих органов о размещаемых на рынках ЕС косметических продуктов. Для этой цели им предлагается использовать Портал уведомлений о косметической продукции (Cosmetic Products Notification Portal; CPNP). Воспользовавшись доступной на этом интернет-ресурсе информацией, персонал национальных токсикологических центров сможет оперативно изучить состав косметических продуктов в случае возникновения несчастного случая. Компетентные органы надзора за рынком также смогут использовать CPNP для получения нужных данных.

Составители законопроекта среди прочего пошли и на ужесточение требований безопасности, предъявляемых в адрес доступной на европейских рынках косметической продукции. Согласно тексту новой Директивы по косметике, производители должны будут соблюдать особые требования при подготовке отчета по безопасности продукции, прежде чем выводить ее на рынок.

Если у экспертов Еврокомиссии возникнут опасения по поводу безопасности косметического продукта, они должны будут запросить заключение консультативного органа. На основе этого заключения Еврокомиссия может вносить изменения в список веществ, запрещенных к применению в косметике или разрешенных при соблюдении ограничений. Если специалисты консультативного органа придут к выводу, что имеющихся данных недостаточно для принятия решения, Еврокомиссия может требовать от ответственного лица предоставления дополнительных данных в установленные регламентом сроки.

Следует отметить, что фискальные сборы с предприятий европейской косметической промышленности, в которой работает более 4000 крупных компаний-производителей, выступают одним из основных источников бюджетных поступлений в Евросоюзе. Именно поэтому эффективное регулирование производимой в ЕС и импортируемой в регион косметической продукции имеет первостепенное значение для стимулирования роста экономики региона.
Поделиться с друзьями!

Подписка
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать новости