Первый в мире электрический коммерческий самолет отправился в полет благодаря стандартам МЭК
Первый в мире коммерческий электрический самолет ранее в этом месяце вылетел из канадского города Ванкувер. Его испытательный полет продлился 15 минут. Гидросамолет DHC-2 de Havilland Beaver был модернизирован с помощью электродвигателя мощностью 750 л.с. Однако ожидается, что пройдет не менее двух лет до начала использования данного воздушного судна в коммерческих целях на постоянной основе.До наступления этого знаменательного момента самолет должен пройти дополнительные испытательные полеты, что позволит гарантировать безопасность и надежность электродвигателя. Создателям воздушного судна также понадобится разрешение регулирующего органа на эксплуатацию данного самолета с нулевым уровнем вредных выбросов.
Максимально возможная дальность полета канадского самолета в настоящее время составляет всего 160 км, а заряд аккумулятора - одна из самых больших проблем. Вдобавок к тому, что при взлете жидкое топливо весит намного меньше, чем снабжающие мотор электричеством аккумуляторные батареи, самолет с двигателями внутреннего сгорания становится легче по мере, так как он сжигает топливо.
Литий-ионные аккумуляторы, которые используются созданным канадскими инженерами самолетом, предлагают наилучшее соотношение мощности к весу. Однако они склонны к перегреву. Системы международных стандартов и оценки соответствия МЭК имеют ключевое значение при разработке и тестировании спецификаций безопасности для батарей и эксплуатационных требований для них - будь то свинцово-кислотные, никель-кадмиевые или литий-ионные аккумуляторы.
МЭК / ТК 21 - один из нескольких технических комитетов МЭК, разрабатывающих стандарты для элементов питания и аккумуляторных батарей. Работа МЭК / ТК 21 разделена на две отдельные области, охватывающие различные аккумуляторные технологии.
Подкомитет 21А занимается подготовкой стандартов для батарей со щелочным электролитом, включая никель-кадмиевые или никель-металлогидридные аккумуляторы. В то же время подкомитет 21B занимается батареями с кислотным электролитом, называемыми свинцово-кислотными. Оба подкомитета также совместно работают над стандартизацией литий-ионных батарей.
Исследователи по всему миру также работают над опытными образцами электрических самолетов с водородными топливными элементами. Стандартизацией таких устройств занимается МЭК / ТК 105. В частности, этот технический комитет разработал серию стандартов МЭК 62282, охватывающих безопасность, эффективность и взаимозаменяемость систем топливных элементов.
Относительно недавно данный технический комитет опубликовал стандарты МЭК 62282-4-102 "Технологии топливных элементов - Часть 4-102: Системы электропитания на базе топливных элементов для промышленных электрических грузовиков - Методы испытаний рабочих характеристик", а также МЭК 62282-5-100 "Технологии топливных элементов - Часть 5-100: Переносные топливные элементы - Безопасность".
Стандарты МЭК помогают разрабатывать летающие такси
Минувшим летом немецкие инженеры представили уникальный прототип авиатакси, разработанный, чтобы соответствовать стандартам Европейского агентства по авиационной безопасности (European Aviation Safety Agency; EASA). Они утверждают, что это транспортное средство было создано с использованием информации, собранной в ходе 1 тыс. испытательных полетов предыдущих моделей.Автономное летающее такси, в котором могут разместиться два человека, соответствует требованиям сертификации SC-VTOL, разрабатываемой EASA. Это может означать, что такси-самолеты вскоре смогут подняться в небо над Европой.
В Дубае та же команда инженеров в сотрудничестве с Администрацией автомобильных дорог и транспорта не только продемонстрировала аналогичный продукт, но и совершила несколько рейсов.
Их транспортное средство является полностью электрическим и характеризуется многократным дублированием всех критически важных компонентов, включая пропеллеры, двигатели, источник питания, электронику и средства управления полетом.
Кроме того, авиатакси оснащено аварийным парашютом, девятью автономными аккумуляторными системами, системой быстрой замены батарей и системой быстрой подзарядки аккумуляторов на борту. Время зарядки аккумуляторов составляет 40 минут.
Все электрические и электронные компоненты, необходимые для обеспечения безопасного вылета, перемещения по воздуху и посадки авиатакси, создаются в соответствии с международными стандартами безопасности, разработанными МЭК.
Данная организация даже создала пару технических комитетов, которые разрабатывают стандарты специально для авиационного сектора. Так, МЭК / ТК 107 разрабатывает стандарты на тему управления процессами для оборудования и систем, используемых в области авионики. К примеру, созданная им серия стандартов МЭК 62668 устанавливает руководящие принципы по обнаружению и устранению контрафактных деталей. В эту серию входят следующие документы:
• МЭК 62668-1:2019 "Управление процессами в сфере авионики - Предотвращение распространения контрафакта - Часть 1: Предотвращение использования контрафактных, сфальсифицированных и переработанных электронных компонентов";
• МЭК 62668-2:2019 "Управление процессами в сфере авионики - Предотвраёщение распространения контрафакта - Часть 2: Управление электронными компонентами из источников, не связанных с франшизой".
Технический комитет МЭК / ТК 97, в свою очередь, готовит международные стандарты, относящиеся к электроустановкам для освещения аэродромов и маякам. Серия МЭК 61820 определяет требования к проектированию и установке цепей постоянного тока для наземного освещения объектов авиационной инфраструктуры.