г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19,
БЦ "Omega Plaza", 3й эт., оф. №3024-3

Стандарты МЭК на безопасные аккумуляторы помогают цивилизации двигаться вперед

Опубликовано: 04.09.2019

Обновлено: 04.09.2019


  • Стандарты МЭК на безопасные аккумуляторы помогают цивилизации двигаться вперед
Аккумуляторы стали незаменимыми инструментами, активно применяемыми каждым из нас в повседневной жизни. От смартфонов и ноутбуков до автомобилей и электробусов – многие устройства, которые мы используем ежедневно, зависят от заряда аккумулятора. Ввиду этого задача обеспечения их безопасности в разрезе всего жизненного цикла сейчас является более важной, чем когда-либо прежде.

Аккумуляторные технологии недавно попали в заголовки газет из-за свойства литий-ионных (Li-ion) аккумуляторных батарей воспламеняться при определенных обстоятельствах. Например, в течение 2018 года из-за пожаров, вызванных такими батареями, было зарегистрировано около двух десятков аварий в системах хранения электроэнергии на коммунальных предприятиях в Южной Корее. 

Короткие замыкания, чрезмерная зарядка, чрезмерная разрядка, механические повреждения и высокие температуры могут привести к неуправляемому нагреву, возгоранию и взрыву такой аккумуляторной батареи.

Стандарты МЭК на безопасные аккумуляторы

Минимизировать вероятность развития событий в подобном ключе стремятся специалисты Международной электротехнической комиссии (International Electrical Commission; IEC; МЭК). В частности, бороться с проблемой помогают системы МЭК по международным стандартам и оценке соответствия для установления и тестирования спецификаций безопасности и эксплуатационных требований к аккумуляторным батареям - будь то свинцово-кислотные, никель-кадмиевые (NiCad) или литий-ионные аккумуляторы. 

Технический комитет МЭК / ТК 21 является одним из нескольких подразделений МЭК, разрабатывающих стандарты для аккумуляторных элементов и батарей. Работа этого технического комитета разделена на две отдельные области, охватывающие различные аккумуляторные технологии. 

Его подкомитет 21А занимается подготовкой стандартов для батарей со щелочным электролитом, таких как никель-кадмиевые или никель-металлогидридные аккумуляторы. Подкомитет 21B, в свою очередь, занимается батареями с кислотным электролитом, включая свинцово-кислотные. Оба подкомитета совместно работают над стандартами для литий-ионных батарей.

В данном контексте упоминания заслуживает и Система МЭК по схемам оценки соответствия для электротехнического оборудования и компонентов (IEC System of Conformity Assessment Schemes for Electrotechnical Equipment and Components; IECEE), которая является одной из четырех систем оценки соответствия, созданных МЭК. 

Она упрощает проверку продуктов на предмет безопасности, функциональной совместимости компонентов, энергоэффективности, электромагнитной совместимости (ЭМС), наличия опасных веществ и так далее. Эта система охватывает аккумуляторы, зарядные устройства и зарядные станции.

Рост спроса на электротранспорт как катализатор развития рынка аккумуляторных батарей

Согласно прогнозу Международного энергетического агентства (International Energy Agency; IEA; МЭА), количество электромобилей на дорогах по всему миру увеличится с текущих 3 миллионов до 125 миллионов уже к 2030 году. 

В 2018 году МЭК ТК 21 опубликовал несколько важных документов, в том числе второе издание стандарта МЭК 62660-2 "Литий-ионные аккумуляторные элементы для приведения в движение электрических дорожных транспортных средств - Часть 2: Тестирование на предмет надежности и некорректного использования". Этот документ является частью серии стандартов МЭК 62660 на аккумуляторы для электромобилей.

Серия МЭК 62660 состоит из трех частей: первая посвящена испытаниям для оценки эффективности, вторая - испытаниям на надежность, а третья - требованиям безопасности. Цель МЭК 62660-2 состоит в том, чтобы предоставить базовую методологию тестирования надежности литий-ионных аккумуляторных элементов, которые могут использоваться в широком диапазоне автомобильных блоков и систем.

Свинцово-кислотные аккумуляторы могут быть легко переработаны благодаря стандартам 

Технический комитет МЭК / ТК 21 также публикует большое количество спецификаций для свинцово-кислотных аккумуляторов. Хотя эта технология все еще преобладает, поскольку на данный момент соответствующие системы хранения энергии обходятся дешевле и являются более безопасными, чем литий-ионные аккумуляторы, спрос на свинцово-кислотные батареи постепенно сокращается. 

У свинца "плохая репутация". Ряд недавних происшествий дополнительно ее ухудшил. В качестве примера такого инцидента можно привести разрушение и испарение свинцового покрытия крыши парижского собора Нотр-Дам-де-Пари после сильного пожара. Это привело к распространению пыли из опасного оксида свинца, оседавшей на соседних улицах и зданиях.

Но многие люди не осведомлены о том, что свинцово-кислотные аккумуляторы пригодны для повторного использования на 98%. Они перерабатываются как в США, так и в Европе с использованием хорошо отработанных процессов на базе стандартов МЭК.

Поделиться с друзьями!

Теги: IEC МЭК аккумулятор аккумуляторная батарея свинцово-кислотный аккумулятор литий-ионный аккумулятор IECEE IEA МЭА электромобиль электротранспорт МЭК 62660-2


Подписка
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать новости