Безопасность, надежность и удобство пассажиров уже давно являются приоритетами для предприятий рассматриваемого сектора, и, как ожидается, соответствующий тренд сохранится. Само собой разумеется, что безопасность и роль технологий в обеспечении безопасности пассажиров останутся большой проблемой. Это особенно верно, когда речь идет о землетрясениях.
Воздействие подземных толчков на движущийся состав зависит как от силы землетрясения, так и от поезда. Чем медленнее движется состав, и чем слабее подземные толчки, тем выше вероятность того, что поезд останется на рельсах. Чем сильнее землетрясение, тем выше вероятность того, что состав опрокинется или сойдет с рельсов. Направление движения также важно.
Проблемы с движением поездов могут быть вызваны подземными толчками по нескольким причинам. Колебания рельсов под движущимся составом способно привести к сходу с рельсов. Подобный катаклизм дополнительно способен вызвать смещение или повреждение рельсов перед поездом, что приведет к сходу с рельсов даже после окончания толчков.
Ходить за примерами далеко не нужно. Мощное землетрясение магнитудой 8,9, обрушившееся на материковую Японию 11 марта 2011 года, повлекло многочисленные инциденты соответствующей природы.
Благо, за последнее десятилетие были реализованы различные проекты, учитывающие опыт, полученный в ходе стихийных бедствий и аварий. В частности, проекты по разработке железнодорожных стандартов ИСО, осуществляемые подкомитетом (ПК) 3 (Эксплуатация и услуги) при техническом комитете ИСО / ТК 269 (Применение на железных дорогах).
Какие улучшения внедряются для повышения безопасности и эффективности железной дороги, например, во время землетрясения?
Подземные толчки влияют на все виды транспорта, затрагивая в первую очередь именно сети железных дорог. В рамках Глобальной программы оценки сейсмической опасности, спонсируемой Организацией Объединенных Наций, запустился международный проект, призванный помочь странам подготовиться к будущим землетрясениям и предпринять шаги по снижению потенциального ущерба, травматизма и смертности.Данный вопрос давно находится в центре внимания специалистов, занимающихся разработкой железнодорожных стандартов в ИСО / ТК 269. Интенсифицировать подобную работу несколько лет назад предложила организация JISC (член ИСО от Японии), инициировав создание железнодорожного стандарта ИСО по оценке риска землетрясений.
Разработанный для помощи предприятиям, эксплуатирующим элементы сети железных дорог, и поддержки прочих заинтересованных сторон, включая органы власти и надзорные органы, данный железнодорожный стандарт ИСО, был опубликован ранее в 2020 году.
Документ называется ИСО 22888 "Применение на железных дорогах - Концепции и основные требования к планированию эксплуатации железных дорог в случае землетрясений". Данный железнодорожный стандарт ИСО предлагает набор процедур, обеспечивающих оценку, смягчение и устранение любых рисков во время и после подземных толчков, включая повреждения имущества, травмы и гибель людей.
Документ нацелен на сотрудников железнодорожных служб, стремящихся к организации адекватного контроля движения поездов в ходе сейсмических инцидентов и сокращению времени простоя за счет прогнозирования ключевых процессов.
Как железнодорожные стандарты ИСО помогают сектору преодолевать потенциальные препятствия?
Наш мир становится все более "тесным" местом благодаря мощи цифровизации и интернету. Определенный вклад вносят и высокоскоростные поезда, доставляя все больше пассажиров в места назначения быстрее, чем когда-либо прежде. Ценность данного вида транспорта не удалось снизить даже пандемии – не в последнюю очередь благодаря релевантным железнодорожным стандартам ИСО.Положительные эффекты стандартизации хорошо известны и широко признаны. В рамках политики стимулирования инноваций в транспортной сфере железнодорожные стандарты ИСО помогают продвигать передовые и устойчивые технические решения для удовлетворения нужд отрасли: от цифровых коммуникаций до схем электрификации. Пример – свежий железнодорожный стандарт ИСО 12856-2:2020 "Применение на железных дорогах - Шпалы, опоры и шкворневые брусья из полимерных композитов - Часть 2: Испытания продукции".
Внедрение данного и других подобных документов поможет повышать конкурентоспособность сектора в ближайшие годы. Таким образом, железнодорожные стандарты ИСО являются мощным средством устранения любых «барьеров», которые могли существовать долгое время и все еще присутствуют в некоторых случаях.
ТК 269 и его подкомитеты привержены разработке документов, необходимых транспортному сектору в целом и отдельным предприятиям, вовлеченным в создание современных поездов и инфраструктуры железных дорог, соответствующих ключевым требованиям в области безопасности, надежности и эффективности.
Комплексный межотраслевой подход к стандартизации
ТК 269 работает с другими комитетами Международной организации по стандартизации, включая ТК 268 и ТК 204, чтобы внести свой вклад в дело развития железной дороги. Данные комитеты занимаются различными темами, включая "умные" города, интеллектуальные транспортные системы и цифровизацию. Объединение их усилий позволяет сделать глобальную систему железнодорожного транспорта лучше для каждого гражданина в любой стране.Несомненно, в будущем роль поездов будет лишь расти, поскольку они позволяют добиться снижения потребления энергии и негативного воздействия на окружающую среду, связанного с транспортировкой пассажиров и грузов. Что бы ни случилось, железнодорожные стандарты ИСО всегда будут поддерживать данный сектор.