г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19,
БЦ "Omega Plaza", 3й эт., оф. №3024-3

Стандарты МЭК в помощь разработчикам самолетов на водородном топливе

Опубликовано: 23.09.2020

Обновлено: 23.09.2020


  • Стандарты МЭК в помощь разработчикам самолетов на водородном топливе
Ведущая аэрокосмическая корпорация Airbus объявила о планах по разработке и выводу на рынок самолетов на водородном топливе, характеризующихся нулевым уровнем вредных выбросов. Инициатива уже успела привлечь внимание широкой общественности и СМИ по всему миру. Но мало кто знает, что ее реализация была бы затруднена без целого ряда добровольных основанных на консенсусе стандартов от Международной электротехнической комиссии (International Electrical Commission; IEC; МЭК).

Амбициозный проект Airbus

В рамках соответствующего проекта корпорации Airbus, получившего название ZEROe, ее инженеры уже представили три прототипа. Один из новых коммерческих воздушных судов, как ожидается, сможет перевозить 200 пассажиров на расстояние более трех тысяч километров.

В пресс-службе корпорации Airbus обнародовали планы, согласно которым, первый подобный коммерческий самолет сможет подняться в небо в 2035 году. Самолеты нового поколения будут приводиться в движение за счет модифицированных газотурбинных двигателей при использовании в качестве топлива жидкого водорода, сжигаемого при вступлении в реакцию с кислородом. 

Да, воздушные суда класса ZEROe вряд ли в ближайшее время полностью заменят традиционные самолеты, работающие на ископаемом углеводородном топливе. Тем не менее, технология кажется крайне многообещающей. И ее актуальность растет в связи с тем, что отрасль авиаперевозок сталкивается с растущим давлением со стороны эко-активистов, потребителей транспортных услуг и регулирующих органов, добивающихся сокращения выбросов в атмосферу двуокиси углерода и других вредных веществ при эксплуатации транспортных средств.

Влияние пандемии

Поскольку пандемия коронавируса COVID-19 поразила авиакомпании по всему миру, включая Европу, где базируется Airbus, авиапроизводителям и перевозчикам была оказана значительная государственная поддержка, средства от которой были направлены, помимо прочего, и на разработку новых воздушных судов. Соответствующие проекты предусматривают снижение вредных выбросов и уменьшение расхода топлива самолетами. 

Проект ZEROe в полной мере соответствует этим требованиям. Его авторы отмечают, что в последние годы в области водородных авиационных технологий были достигнуты значительные успехи. Исследователи не первый год работают над прототипами электрических самолетов и ранее уже провели взлетно-посадочные испытания воздушного судна на водородных топливных элементах.

Топливные элементы преобразуют водород и кислород в электричество. Эту форму генерации электроэнергии аналитики считают экологически чистой, поскольку в ходе данного процесса вообще не возникает каких-либо выбросов и побочных продуктов, исключая, разве что водяной пар.

Авиация - не единственный транспортный сектор, который использует водородную энергию для сокращения выбросов двуокиси углерода и других парниковых газов. Автобусы, работающие на водородном топливе, ходят в городах по всему миру в течение вот уже нескольких лет, а некоторые железнодорожные компании в Европе с недавнего времени испытывают водородные поезда для перевозки пассажиров. 

Стандарты МЭК упрощают внедрение транспорта водородном топливе 

Специалисты Международной электротехнической комиссии прокладывают путь к применению электрических топливных элементов. Все благодаря работе технического комитета МЭК / ТК 105, который подготовил и постоянно обновляет / расширяет серию стандартов МЭК 62282, касающихся безопасности, эффективности и взаимозаменяемости систем электропитания на базе топливных элементов.

Так, совсем недавно был разработан стандарт МЭК 62282-2-100:2020 "Технологии топливных элементов - Часть 2-100: Модули топливных элементов - Безопасность". В этом документе изложены требования безопасности, которых следует придерживаться при изготовлении, эксплуатации (как в нормальных условиях, так и в нештатных ситуациях), а также испытании модулей топливных элементов. 

Перечень ключевых стандартов, входящих в составе этой серии, включает документ МЭК 62282-4-102:2017 "Технологии топливных элементов - Часть 4-102: Энергетические системы на топливных элементах для электротранспортных средств промышленного назначения - Методы испытаний для оценки рабочих характеристик". В нем описываются методы испытаний эффективности систем электропитания на базе топливных элементов, используемых в некоторых электрических грузовиках, промышленных погрузчиках, тягачах для межцехового транспорта и автотележках. 

В данную серию также входит стандарт МЭК 62282-5-100:2018 "Технологии топливных элементов - Часть 5-100: Переносные энергетические системы на топливных элементах - Безопасность", посвященный требованиям к конструкции, маркировке и испытаниям переносных энергетических систем на топливных элементах.

В прошлом году организация МЭК опубликовала обновленную версию стандарта МЭК 62282-3-10:2019 "Технологии топливных элементов - Часть 3-100: Стационарные энергетические системы на топливных элементах - Безопасность". Этот стандарт распространяется на стационарные комплексные автономные энергетические системы на топливных элементах или энергетические системы на топливных элементах, состоящие из ряда интегрированных модулей, которые вырабатывают электричество посредством электрохимических реакций.

Стандарты и системы оценки соответствия МЭК помогают заинтересованным сторонам внедрять все более эко-устойчивые технологии, которые выходят за пределы топливных элементов. В данной организации также есть специальный Консультативный комитет по экологическим аспектам (Advisory Committee on Environmental Aspects; ACEA), который координирует и направляет усилия по исключению из текста международных стандартов МЭК спецификаций, способных нанести вред окружающей среде.

Поделиться с друзьями!

Теги: IEC МЭК авиация водородное топливо окружающая среда водород транспорт МЭК 62282


Подписка
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать новости