г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19,
БЦ "Omega Plaza", 3й эт., оф. №3024-3

Стандартизаторы из США и Европы укрепили сотрудничество по электромобилям

Опубликовано: 19.12.2012

Обновлено: 14.07.2016


Сотрудничество в области стандартизации электрических транспортных средств оказалось в центре внимания участников "круглого стола" Transatlantic eMobility Standardization Roundtable. Мероприятие было организованно усилиями Европейского комитета по стандартизации (European Committee for Standardization; CEN), Европейского комитета по стандартизации в области электротехники (European Committee for Electrotechnical Standardization; CENELEC) и Американского национального института стандартов (American National Standards Institute; ANSI). Оно проходило в Брюсселе в последних числах ноября.

Это событие собрало технических экспертов из промышленных компаний, государственных учреждений, а также представителей других заинтересованных сторон с обеих сторон Атлантики. Специалисты сравнили и обсудили приоритеты в области стандартизации электрических транспортных средств. Европейский план развития данного сектора описан в Докладе фокус-группы CEN-CENELEC по электромобилям в Европе (Report of the CEN- CENELEC Focus Group on European Electro-Mobility) за октябрь 2011 года. Американское видение проблемы рассмотрено в Технологической дорожной карте (роадмап) для электрических транспортных средств - Версия 1.0 за апрель 2012 года (Standardization Roadmap for Electric Vehicles – Version 1.0). Роадмап был разработан Экспертной комиссией по стандартизации электрических транспортных средств (Electric Vehicles Standards Panel; EVSP) при ANSI.

Участники мероприятия среди прочего поделились информацией касательно текущей совместной работы организаций, занимающихся стандартизацией электрических транспортных средств, таких как Международная электротехническая комиссия (International Electrotechnical Commission; IEC; МЭК), Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization; ISO; ИСО), Ассоциация инженеров автомобилестроения (SAE International) и Лаборатория по технике безопасности США (Underwriters Laboratories).

В ходе дискуссий в Брюсселе на прошлой неделе были рассмотрены четырех ключевые области:

Безопасность и совместимость разъемов для зарядных устройств, быстрая зарядка

Многие международные стандарты по данному вопросу уже применяются или активно разрабатываются. Диалог между различными организациями по стандартизации становится все более продуктивным. Промышленные предприятия в свою очередь стараются сделать стандарты ИСО и МЭК применимыми в рамках различных сценариев зарядки. Значительным достижением стал стандарт SAE J1772 для зарядных устройств электромобилей. Создатели этого стандарта хотят обеспечить возможность применения в зарядных станциях более высокого напряжения и большей силы электрического тока, что ускоряет зарядку батарей электромобиля. Тем не менее, эксперты сошлись во мнении, что в обозримом будущем неизбежно будут появляться некоторые несоответствия в конфигурациях разъемов для зарядных устройств, которые будут следствием различий в рамках отдельных региональных электросетей.

Технология зарядки авто от сети (vehicle-to-grid; V2G) - интеграция электрического транспортного средства в инфраструктуру

Существует необходимость в создании общих стандартов, описывающих каналы связи между автомобилем и электросетью, роуминг электрических транспортных средств (автоматическое подключение к местной электросети без дополнительных затрат) и интеллектуальные станции зарядки. Согласование протоколов связи уже ведется экспертами МЭК и ИСО, но необходима дальнейшая работа. Также ведется совместная работа по решению различных вопросов в области учета данных, поступающих с объектов инфраструктуры. Эксперты отмечают, что принимая во внимание стремительное развитие интеллектуальных электросетей (smart grid) внедрение поддержки инфраструктуры зарядки электромобилей в состав данной технологии потребует активизации сотрудничества между соответствующими субъектами хозяйствования, в том числе производителями автомобилей, разработчиками сетей зарядки, поставщиками электричества и органами по стандартизации.

Беспроводная зарядка

Сотрудничество между разработчиками стандартов по данному вопросу (в том числе и на международном уровне) пока еще только началось. Но эта работа поможет избежать проблем в будущем. Проблемы могут быть обусловлены малой совместимостью новых технологий и аспектами безопасности.

Безопасность инфраструктуры электромобилей и батарей

Для обеспечения безопасности литий-ионных батарей и инфраструктуры зарядных станций в последние годы была проведена большая работа по стандартизации. Тем не менее, необходимы дополнительные исследования аспектов безопасного хранения, транспортировки и взаимодействия батарей для электромобилей с другими объектами. Повышенное внимание уделяется созданию механизма обмена бывших в употреблении и выработавших свой ресурс батарей на новые. Этот механизм должен будет функционировать в рамках рыночной инфраструктуры. По-прежнему есть необходимость в работе по тестированию аккумуляторов на соответствие стандартам – не все продукты на рынке удовлетворяют повышенным требованиям к качеству, которые предъявляют разработчики электромобилей.

Участники мероприятия признали, что в настоящее время в рассматриваемом секторе наблюдается некоторая разобщенность: ряд отдельных организаций создают собственные стандарты, в то время как предпочтительным был бы вариант единого документа - открытого, прозрачного и основанного на консенсусе. Но различные аспекты защиты интеллектуальной собственности и авторского права, а также коммерческие вопросы иногда приводят к возникновению разобщенности среди организаций, работающей над решением одного и того же вопроса. Нормативные и / или инфраструктурные различия между регионами также могут привести к углублению различий.

Для того чтобы в дальнейшем избегать конфликтных моментов, участники встречи договорились продолжить сотрудничество в области гармонизации и согласования стандартов по электромобилям. Участники также признали, что госучреждения, в том числе Европейская Комиссия и другие межправительственные органы, должны сыграть свою роль в работе по данному вопросу, повышая уровень гармонизации стандартов и соответствующих законов и правил. Благодаря тесному сотрудничеству в области новых технологий, таких как электрические транспортные средства, уже на ранней стадии работы можно избежать создания ненужных барьеров для торговли и инвестиций, с которым сейчас сталкиваются многие страны и предприятия.

Участники согласились, что приоритетные направления, которые обсуждались на встрече, будут оставаться в центре внимания и в следующем году. Также было заявлено о стимулировании профильных проектов Объединенного исследовательского центра ЕС (EU Joint Research Centre; JRC) и Центра взаимодействия электромобилей и интеллектуальных электросетей (EV-Smart Grid Interoperability Center) в составе Аргоннской национальной лаборатории при Министерстве энергетики США.

Решение об организации конференции Transatlantic eMobility Standardization Roundtable было следствием реализации плана развития сектора электромобилей, выдвинутого Трансатлантическим экономическим советом (Transatlantic Economic Council; TEC) в ноябре 2011 года. Необходимость проведения подобного мероприятия также обсуждалась на конференции ANSI-ESO по вопросам трансатлантического партнерства для содействия экономическому росту, которая состоялась в октябре 2011 года.

Примечания

Координационная группа CEN-CENELEC по электромобилям (CEN-CENELEC eMobility Co-ordination Group) ведет контроль за соблюдением рекомендаций фокус-группы CEN-CENELEC по электромобилям в Европе с целью поддержки и координации соответствующей деятельности по стандартизации.

Экспертная комиссия по стандартизации электрических транспортных средств при ANSI (ANSI Electric Vehicles Standards Panel; EVSP) была создана в 2011 году. Это межотраслевой координационный орган, целью которого является содействие координации и сотрудничеству по вопросам стандартизации электромобилей и соответствующей инфраструктуры в США и на международном уровне.

Поделиться с друзьями!

Подписка
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать новости