г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19,
БЦ "Omega Plaza", 3й эт., оф. №3024-3

Стандарт на блочные сегментированные водопропускные трубы от ASTM International

Опубликовано: 20.01.2015

Обновлено: 14.07.2016


Предварительно отлитые сборно-блочные армированные железобетонные секции прямоугольного сечения представляют собой универсальную основу для возведения различных инфраструктурных объектов. С недавнего времени процедуры проектирования, производства, монтажа и эксплуатации подобных железобетонных изделий регламентируются новым добровольным стандартом на основе консенсуса, разработанным специалистами организации ASTM International.  

Документ получил название ASTM C1786 "Спецификация на сегментированные предварительно отлитые сборно-блочные армированные железобетонные секции прямоугольного сечения для водопропускных труб, коллекторов ливневой канализации (дождевых водостоков) и трубопроводов наружной сети канализации в соответствии с AASHTO LRFD".

В основу стандарта легли методы расчета коэффициента нагрузки и сопротивления для трубопроводов (Load and Resistance Factor Design; LRFD), разработанные Американской ассоциацией руководителей дорожных и транспортных служб штатов (American Association of State Highway and Transportation Officials; AASHTO). Эти методы, подготовленные с использованием статистических данных по нагрузкам и проектированию инженерных конструкций, описаны в документе под названием "Технические условия на проектирование мостов AASHTO LRFD"

Состоящие из отдельных железобетонных блоков, которые доставляются непосредственно на стройплощадку с удаленных заводов, где собираются в готовые конструкции, сегментированные секции прямоугольного сечения используются в строительстве водопропускных труб для подземной транспортировки ливневых вод, промышленных отходов и сточных вод. Подобные трубы зачастую функционируют в безнапорном режиме, эффективно пропуская расчетный объем жидкости. 

Кроме того, рассматриваемые сооружения также могут выступать в качестве пешеходных тоннелей, а также тоннелей для перемещения диких животных (то есть выступать тоннельными путепроводами и скотопрогонами, соответственно) в регионах, характеризующихся значительной нагрузкой на дорожно-транспортные магистрали.

Следует отметить, что в случае необходимости создания водопропускных систем, путепроводов или скотопрогонов при проектировании транспортных магистралей чаще всего приходится выбирать между сооружениями двух типов: трубами или небольшими мостами. Первый вариант можно назвать более предпочтительным, так как подобные искусственные сооружения не становятся причинами нарушения непрерывности земляного полотна и верхней части транспортной артерии, а также характеризуется меньшими расходами на эксплуатацию и ремонт по сравнению с мостами. 

ASTM C1786 является первым добровольным стандартом на основе консенсуса в портфолио ASTM International, специально разработанным для повышения надежности и безопасности предварительно отлитых сборно-блочных сегментированных водопропускных труб прямоугольного сечения. До появления этого стандарта производители подобных железобетонных изделий и инженеры должны были руководствоваться стандартами, не отражающими специфику разработки, производства, монтажа и эксплуатации сегментированных водопропускных труб.

Представитель опубликовавшего новый стандарт технического комитета (ТК) C13 "Бетонные трубы" в составе ASTM International Джош Бикли отметил, что стандарт ASTM C1786 включает в себя указания по проектированию сооружений и контролю качества, эффективно структурированные и изложенные в предельно понятной форме. Благодаря этому инженеры смогут быстро воплощать с вои задумки в реальность. 

По словам Бикли, новый стандарт создавался в первую очередь как руководство для подбора предварительно отлитых сборно-блочных армированных железобетонных секций прямоугольного сечения с целью последующего приобретения. Тем не менее, документ также содержит массу полезной информации для производителей подобной продукции и проектировщиков инженерно-технических конструкций. Специалист отметил, что эффективность использования нового стандарта с точки зрения надежности и безопасности готовых сооружений зависит от корректного формирования "постели" (из тощего бетона, раствора или каменного материала), засыпки выемки и последующего технического обслуживания инженерных конструкций.

Поделиться с друзьями!

Подписка
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать новости