г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19,
БЦ "Omega Plaza", 3й эт., оф. №3024-3

Стандарт ИСО 22737 на низкоскоростные системы автоматизированного вождения

Опубликовано: 15.07.2021

Обновлено: 15.07.2021


  • Стандарт ИСО 22737 на низкоскоростные системы автоматизированного вождения
Использование низкоскоростных систем автоматизированного вождения (Low-Speed Automated Driving; LSAD) предоставляет администрациям густонаселённых городов возможность добиться сокращения заторов и выбросов углекислого газа по вине транспортной инфраструктуры, тем самым способствуя достижению многих Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ЦУР ООН). 

Разработанные для эксплуатации на заранее определенных маршрутах в условиях движения на низкой скорости, подобные транспортные средства все чаще используются на коммерческих объектах или в университетских городках. Однако регистрация подобных систем до сих пор затруднялась вследствие отсутствия общепризнанных стандартов безопасности. 

Ситуацию способен исправить новый проект Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization; ISO; ИСО), призванный ускорить развитие данного типа транспорта безопасным и устойчивым образом.

Инновационный транспорт 

В недалеком прошлом достижения в области безопасности автомобилей были сосредоточены на защите водителей и пассажиров в случае аварии. Сегодняшние автомобили идут дальше, используя камеры, радары и вычислительные мощности встроенных компьютеров для предотвращения аварий и иных трагедий. В результате современные системы безопасности защищают не только персон, находящихся внутри транспортных средств, но и прочих водителей, пассажиров, пешеходов, мотоциклистов и велосипедистов.

Беспилотные авто, включая полностью автономные транспортные средства из категории LSAD, находятся на "острие прогресса", используя наиболее передовые технологии. Неудивительно, что спрос на подобные транспортные средства активно растет. 

Согласно данным консалтинговой компании Research & Markets, совокупный оборот мирового рынка автономных автомобилей в 2019 году составлял 24,1 миллиарда $. В 2020 году рынок сократился примерно на 3% вследствие экономического спада, вызванного Covid-19. Ожидается, что к 2023 году его совокупный оборот в стоимостном исчислении вырастет на 36% относительно прошлогоднего уровня и достигнет 37 миллиардов $. 

Эксперты прогнозируют, что к концу прогнозного периода общее число эксплуатируемых по всей планете беспилотных авто с уровнем автономности не ниже 3го, также известного как «eyes off» / «условная автоматизация», достигнет уровня в 5,4 миллиона. Отметим, что под 3м уровнем автономности следует понимать ситуацию, когда система управления самостоятельно реагирует на ситуации, требующие немедленных действий, включая, например, экстренное торможение; участие водителя в управлении автомобилем требуется лишь в течение ограниченных отрезков времени. 

Прогуливаясь по центру города, мы постоянно слышим  шум. Подобное неудобство является частью жизни в городе, равно как и в пригороде. Неприятные шумы вскоре могут исчезнуть - как и водители за рулем. Вместо того чтобы полагаться на водительские команды, автономные автомобили станут использовать радар, технологию обнаружения и определения дальности (LiDAR), GPS и машинное (компьютерное) зрение для оценки окружения. 

А передовые системы управления, интегрированные в автомобиль, будут интерпретировать сенсорные сигналы, чтобы обнаруживать дорожные знаки и предотвращать столкновения. Данные технологии дополнительно позволят организовать движение транспорта более эффективным образом.

Итак, все более широкое распространение технологии автономного вождения - действительно хорошая новость с точки зрения безопасности на дорогах. Однако не все участники дорожного движения осознают уровень надежности современных технологий. 

Согласно исследованию портала BuyShares, 44% водителей, желающих использовать полностью автономный автомобиль, обеспокоены безопасностью. Около 61% респондентов беспокоились о возможных проблемах безопасности, связанных с ошибкой машины, и около 51% опрошенных демонстрировали беспокойство касательно проблем, связанных с ошибкой человека. 

Дополнительные опасения связаны с исчезновением звуков работающего двигателей внутреннего сгорания. Подобные звуки, раздражая некоторых обывателей, играют жизненно важную роль в контексте безопасности, информируя пешеходов о приближении транспортного средства. Справиться с данными и иными опасениями поможет новый проект Международной организации по стандартизации.

Подробнее о новом стандарте ИСО на беспилотные автомобили 

Новый международный основанный на консенсусе добровольный стандарт ИСО 22737 "Интеллектуальные транспортные системы - Системы низкоскоростного автоматизированного вождения для заранее определенных маршрутов - Требования к характеристикам, системные требования и процедуры тестирования эффективности" призван обеспечить заинтересованным сторонам общий язык, помогающий облегчить разработку и безопасное внедрение технологии LSAD на глобальном уровне.

Первый в своем роде международный стандарт охватывает аспекты безопасности автоматизированных систем вождения 4-го уровня, дополнительно известного как «mind off» / «широкая автоматизация». Данный уровень отличается от описанного выше 3го уровня освобождением водителя от необходимости постоянно уделять внимание дороге. Например, водитель способен лечь спать на заднем сиденье. Подобные системы сегодня эксплуатируются лишь в специальных областях (геозонах), а также применяются в пробках и при парковке машины. 

Стандарт ИСО 22737 разработали специалисты технического комитета ИСО / ТК 204 (Интеллектуальные транспортные системы), секретариат которого находится в ведении организации ANSI, являющейся членом ИСО от США. В группу, опубликовавшую документ, вошли эксперты из Японии, США, Канады, Австралии , Южной Кореи, Китая, Германии, Франции, Нидерландов, Венгрии и Великобритании.

Авторы документа подчеркивают, что более широкое использование систем LSAD приведет к сдвигу парадигмы в контексте способов транспортировки людей, товаров и услуг. Определяя минимальные требования и процедуры испытаний для систем LSAD, новый стандарт позволит заинтересованным сторонам более активно совершенствовать рассматриваемый экологически безопасный вариант транспортировки. В частности, применение LSAD, как ожидается, поможет решить проблему транспортировки персон с ограниченными физическими возможностями.

Перечень ключевых положений нового стандарта ИСО 22737 включает следующее:
  • Описание минимальных параметров эксплуатации систем LSAD, включая предоставление руководящих указаний по определению области рабочего проектирования (Operational Design Domain; ODD);
  • Руководящие указания относительно интеграции систем LSAD в более широкую транспортную экосистему;
  • Требования к характеристикам транспортных средств с учетом различных аспектов систем LSAD, включая осуществление динамического вождения; аварийные маневры (например, аварийная остановка и маневры с минимальным риском); выявление опасной ситуации; статическое и динамическое обнаружение препятствий и предотвращение столкновений;
  • Процедуры тестирования различных функций системы.

Авторы документа отмечают, что новый стандарт ИСО 22737 на системы LSAD устанавливает требования, соответствие которым обязаны обеспечить все производители рассматриваемого оборудования. Документ позволяет создать глобальный рынок, представленные на котором продукты соответствуют одинаково строгим требованиям, обеспечивая безопасность населения и интенсифицируя конкуренцию в отрасли автомобилестроения в целом.

Рост рассматриваемого рынка означает, что привычный уклад жизни подавляющего большинства обывателей вот-вот кардинально изменится. И ускорить данный процесс поможет свежий проект Международной организации по стандартизации. 

Поделиться с друзьями!

Теги: ИСО ISO беспилотные автомобили транспорт ИСО 22737


Подписка
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать новости