Спасательная шлюпка – плавучее средство, которое, как правило, используется для оказания помощи членам экипажа и пассажирам терпящего бедствие судна, а также для спасения жизней людей, находящихся в опасности на море или в устьях рек.
Она может перемещаться по воде за счет весел, парусов или двигателя. Такие суда способны выдерживать непогоду, а также комплектуются специальными высоконадежными навигационными и коммуникационными устройствами.
Спасательные шлюпки могут иметь жесткие корпуса, а также быть надувными или иметь комбинированную конструкцию. Такие суда также различаются с точки зрения места применения: внутренние воды (озера и реки), прибрежные морские участки и глубоководные регионы в открытом море или океане. Эти шлюпки обычно окрашиваются в красный или другой яркий цвет для повышения их заметности.
Создание первой спасательной шлюпки приписывается англичанину Лайнелю Лукину, который в 1784 году модифицировал стандартный катер длиной в 20 футов (6,1 м) и запатентовал свое изобретение. Модификация предполагала размещение на судне водонепроницаемых камер, заполненных пробкой, для дополнительного плавучести и чугунного киля, позволяющего удерживать вертикальное положение судна.
Первая специализированная спасательная шлюпка данной конструкции была испытана на реке Тайн в Англии 29 января 1790 года. Она была построена Генрихом Гольдхедом, хотя Лайонел Лукин утверждал, что именно он является изобретателем первой спасательной шлюпки. Тем не менее, именно детище Гольдхеда попало в серию: впоследствии было построено еще 31 судно с аналогичной конструкцией.
Спасательные шлюпки были дополнительно модифицированы за счет добавления двигателя в 90-ые годы 19 века, что обеспечило большую мощность при перемещении в зоне прибоя, позволяло выходить в море с берега в любую погоду и более эффективно выполнять спасательные операции. Более старые спасательные шлюпки опирались на паруса и весла, которые вынуждали суда двигаться медленнее и зависеть от условий ветра или рабочей силы.
Современные спасательные шлюпки удалось вывести на качественно новый уровень. Они обычно имеют электронные устройства, такие как радиоприемники и радиолокаторы, которые помогают найти пострадавших. Кроме того, они перевозят лекарства, медицинское оборудование и продовольственные товары для оставшихся в живых после кораблекрушений.
С учетом того, что достаточно большое количество отдыхающих отправляется на море в течение лета, безопасность на людей на борту плавательных средств и за их бортом сейчас находится в центре внимания целого ряда служб и ведомств. И им следует знать, что только что был обновлен сборник международных рекомендаций по эффективности морских якорей для спасательных судов.
Речь о стандарте ИСО 17339:2018 "Суда и морские технологии – Спасение людей и противопожарная защита – Морские якоря для спасательных плавучих средств и спасательных шлюпок" от Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization; ISO; ИСО).
Его авторы отмечают, что, когда мы поднимаемся на борт любого корабля или иного судна, то не так уж и часто думаем о спасательных шлюпках, висящих по бокам такого судна. Да, экипаж и пассажиры надеются, что им никогда не придется использовать спасательные шлюпки. Но при этом важно, чтобы они исправно функционировали и могли доставить всех на берег, если возникнет такая необходимость.
Морской якорь является жизненно важным компонентом спасательной шлюпки, уменьшая вероятность того, что она попадет в дрейф или перевернется под воздействием волн и/или сильного ветра.
Релевантный сборник международных релевантных руководящих принципов ИСО 17339:2018, касающихся эффективности и безопасности морских якорей, был обновлен главным образом для достижения соответствия Международному кодексу охраны жизнедеятельности (International Life-Saving Appliance Code) от Международной морской организации (International Maritime Organization; IMO).
Представители технического подкомитета ИСО, который разработал и обновил стандарт, подчеркнули, что документ ИСО 17339:2018 определяет все актуальные ключевые требования в отношении морских якорей для спасательных шлюпок, включая такие параметры как минимальное сопротивление и устойчивость к погодным условиям.
Этот стандарт был разработан с тем, чтобы предоставить производителям рекомендации в части обеспечения не только эффективности производимых ими якорей, но и надежности такой продукции с учетом условий, в которых она будет эксплуатироваться.
В стандарте также есть описание методов испытаний на прочность и устойчивость к коррозии и указаны требования к проектированию, эксплуатационному и прототипному тестированию морских якорей – как по отдельности, так и уже после установки на спасательные шлюпки и иные спасательные плавсредства.
- Главная
- Новости мировой стандартизации
- Поднять якоря: обновлены правила безопасности якорей спасательных шлюпок от ИСО
Поднять якоря: обновлены правила безопасности якорей спасательных шлюпок от ИСО
Опубликовано: 06.08.2018
Обновлено: 05.09.2018
Поделиться с друзьями!
Теги: