г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19,
БЦ "Omega Plaza", 3й эт., оф. №3024-3

Новые стандарты ИСО 4448 упростят разработку и эксплуатацию роботов-доставщиков

Опубликовано: 05.03.2021

Обновлено: 05.03.2021


  • Новые стандарты ИСО 4448 упростят разработку и эксплуатацию роботов-доставщиков
Поскольку пандемия коронавируса COVID-19 вызвала бум спроса на услуги онлайн-доставки еды и прочих покупок, стимулируя «бесконтактную экономику», интерес инвесторов и конструкторов к роботам-доставщикам существенно возрос.

Компании уровня Amazon, FedEx, Starship и Uber активно разрабатывают, тестируют и внедряют небольшие электромеханические роботизированные системы доставки с целью снижения затрат на транспортировку продукции от склада до потребителя. Пилотные проекты развернуты в Великобритании, Японии, США и иных странах.

Хотя подобные устройства транспортировки товаров способны предложить дополнительное удобство потребителям и преимущества городам, нуждающимся в уменьшении заторов и вредных выбросов от транспортных средств, их активное распространение без обеспечения надлежащего менеджмента и контроля чревато проблемами, как это произошло во многих мегаполисов в случае такси и электросамокатов.

Международная группа, включающая экспертов из администраций ряда городов, специалистов по планированию, представителей технологических компаний и организаций по защите интересов потребителей, активизировала сотрудничество, чтобы опередить потенциальные проблемы в рамках инициативы, возглавляемой Harmonize Mobility. 

Работа группы, как ожидается, завершится публикацией серии международных стандартов, обеспечивающих безопасность роботов-доставщиков, их коммерческую и эксплуатационную жизнеспособность, а также легкость управления.

В свежей "дорожной карте" от Harmonize Mobility утверждается: потребность в стандартах высока, поскольку широкомасштабное развертывание роботов-доставщиков, скорее всего, состоится уже в ближайшее десятилетие. Очевидно, что это произойдет раньше популяризации автономных такси, поскольку роботы-доставщики считаются менее опасными, перемещаясь не на дорогах, а по тротуарам, и не перевозя людей. 

Пандемия продемонстрировала необходимость разработки более эффективных электронных систем управления для роботов-доставщиков, которые, как показали пилотные проекты, часто испытывают сложности при взаимодействии в ограниченном пространстве с бордюрами, системами оплаты парковки, инфраструктурой проката велосипедов и велосипедными дорожками.

Наземный контроль

Серия международных технических стандартов ИСО 4448 "Интеллектуальные транспортные системы" призвана стать основой для подобной системы «наземного контроля», включая данные, процедуры и протоколы для регулирования, управления и эксплуатации роботизированных транспортных средств. В состав серии ИСО 4448 войдут четыре части, публикация которых начнется в 2021. 

Протоколы передачи данных и связи, определяемые техническими стандартами, предназначены для того, чтобы помочь администрациям городов управлять любым количеством транспортных средств множества разновидностей, эксплуатируемых разнообразными операторами (государственными, коммерческими и частными).

Будет учтена координация со служебными автомобилями, используемыми для вывоза мусора, подметания, мойки, уборки снега и ремонта, с грузовыми автомобилями, перевозящими продукты питания, а также со строительной техникой.

Наряду с администрациями 12 городов, расположенных в континентальной Европе, Великобритании и Северной Америке, перечень участвующих в проекте Harmonize Mobility организаций включает POLIS, IBI Group, Stantec и CNIB Foundation. Благодаря разнообразию участников можно учесть практически бесконечное количество крайних кейсов, обеспечивая максимальную универсальность готовых стандартов.

На стороне местных органов власти пока еще нет большой ясности относительно перспектив рассматриваемой технологии. Администрации городов участвуют в разработке стандартов, чтобы гарантировать соблюдение ряда принципов, которые чиновники хотят видеть в подобных системах. Например, обеспечение возможности общественного надзора и право выбора местными органами власти условий использования и эксплуатации.

Доступность

Доступность - ключевой элемент серии стандартов. Хотя роботизированные устройства доставки способны фактически помочь людям с ограниченными возможностями, доставляя товары и продукты к дверям, они дополнительно могут стать препятствием для безопасного передвижения людей и иных транспортных средств.

Эксперты отмечают, что при разработке тематических стандартов придется принять во внимание возможные проблемы при эксплуатации неподалеку от автомобилей. В частности, возможность формирования заторов. Дополнительное следует уделить внимание обнаруживаемости роботов-доставщиков и ограничениям скорости.

Тротуары уже достаточно загромождены препятствиями наподобие деревьев и террас ресторанов. Даже сегодня людям со зрительными пробелами крайне сложно ориентироваться и передвигаться в подобной среде, чтобы не ставить под угрозу безопасность. Данный момент необходимо учесть при подготовке новых стандартов из серии ИСО 4448 в части регламентации принципов передвижения роботов-доставщиков по тротуарам. 

В основу стандартов лягут предлагаемые заинтересованными сторонами принципы эксплуатации роботов. Например, роботы будут обязаны уступать дорогу людям и обеспечивать дистанцию относительно пешеходов, идущих / стоящих на месте. Необходимо обеспечить заметность роботов для всех людей, движущихся по тротуару, а также наделить их способностью «разговаривать» (обмениваться данными) с иными машинами. 

Роботы не должны тревожить людей / животных, ущемлять конфиденциальность / снижать безопасность. Одновременно при составлении правил взаимодействия роботов-доставщиков и пешеходов надлежит учитывать необходимость предотвращения длительных остановок роботов в условиях больших скоплений людей, что способно провоцировать заторы.

Ускорение интернет-доставки и интенсификация виртуальной жизни, наблюдаемые во время пандемии, в ближайшее время не будут обращены вспять. Как следствие, роботы-доставщики будут развиваться и внедряться крайне быстро. Но без стандартов подобные технологии будут отличаться пониженной эффективностью и безопасностью.

Поделиться с друзьями!

Теги: робот-доставщик доставка транспорт логистика робот ISO ИСО ИСО 4448


Подписка
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать новости