Соединительная арматура для приема электроэнергии с берега является неотъемлемым элементом множества современных портов в развитых странах. Но в будущем роль этой инфраструктуры станет еще более существенной в связи со вступлением в силу новых законов в Европейском Союзе, разработанных специалистами Европейской Комиссии, а также в связи с ужесточением механизмов регулирования воздействия коммерческого судоходства на состояние окружающей среды с целью минимизации выбросов загрязняющих веществ. Согласно тексту новых законов, реализация соединительной арматуры для приема электроэнергии с берега в 2025 году станет обязательной для всех расположенных на территории ЕС портов, обслуживающих коммерческие суда.
Соединительная арматура для приема электроэнергии с берега, также именуемая специалистами в области коммерческого судоходства системой подачи электроэнергии на суда с берега в порту, береговой силовой установкой, береговой установкой электроснабжения или установкой электроснабжения на суше, используется для обслуживания самых разнообразных судов в портовых причалах. Эта система позволяет капитанам судов отключить вспомогательные дизельные двигатели и / или генераторы, когда корабли находятся на стоянке.
Возможность отключить вспомогательные двигатели и / или генераторы оборачивается минимизацией негативных эффектов, связанных с непрерывным функционированием двигателей внутреннего сгорания. Речь, в частности, идет о попадании загрязняющих веществ в атмосферу и в воду в портовой акватории, что оказывает крайне негативное влияние на локальную флору и фауну, а также ведет к ухудшению качества жизни людей, чьи дома находятся неподалеку. Нельзя забывать и о том, что еще одним негативным эффектом непрерывной работы корабельных вспомогательных двигателей и / или генераторов выступает высокий уровень шумового загрязнения.
Соединительная арматура для приема электроэнергии с берега позволяет операторов судов не только избегать несоблюдения регулирующих норм в области защиты окружающей среды, действующих в определенных портах, - эта технология также помогает добиться серьезной экономии топлива. Результаты проведенного специалистами французского машиностроительного конгломерата Schneider Electric исследования показывают, что владельцы круизного лайнера могут сэкономить около 500 тысяч долларов США в год с помощью соединительной арматуры для приема электроэнергии с берега, отказавшись при этом от использования генераторов во время нахождения судна на причале.
Независимые аналитики подчеркивают, что большинство современных портов пока еще не оборудованы соединительной арматурой для приема электроэнергии с берега. Кроме того, большинство судов не имеют соответствующих интерфейсных соединений. Тем не менее, в последние годы была проделана значительная работа в направлении упрощения внедрения и использования технология подключения судна к береговым инженерным сетям посредством разработки и принятия ряда международных добровольных стандартов на основе консенсуса. Эти документы были созданы и активно дорабатываются в данный момент специалистами Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization; ISO; ИСО), Международной электротехнической комиссии (International Electrotechnical Commission; IEC) и Института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (Institute of Electrical and Electronics Engineers; IEEE). Список стандартов выглядит следующим образом:
• ISO/IEC/IEEE 80005-1:2012 "Подключение судов к береговым инженерным сетям в порту – Часть 1: Системы высоковольтного берегового подсоединения – Общие требования";
• IEC/IEEE CD 80005-2 "Подача электроэнергии на суда с берега в порту – Часть 2: Системы высоковольтного берегового подсоединения – Описание коммуникационного интерфейса";
• IEC/PAS 80005-3:2014 "Подключение судов к береговым инженерным сетям в порту – Часть 3: Система низковольтного берегового подсоединения – Общие требования".
Эти стандарты имеют огромное значение, так как они устанавливают требования к высоковольтной и низковольтной соединительной арматуре для приема электроэнергии с берега в портах (уровни напряжения, кабели, розетки и т.д.) и в перспективе позволят операторам произвольного корабля подключать свое судно к рассматриваемым системам любого порта в любой части мира.
Однако, несмотря на многочисленные преимущества для операторов кораблей и портов, обусловленные инвестициями в системы подключения судов к береговым инженерным сетям, внедрению названных выше стандартов и развертыванию соответствующей инфраструктуры мешает одно крупное препятствие. Речь о том, что участники коммерческого судоходства на данном этапе не могут определиться с тем, кто должен инвестировать первым: владельцы портов или судовладельцы? Это воспринимается многими экспертами судоходной индустрии как древний логический парадокс, касающийся «курицы и яйца». Владельцы портов не могут инвестировать свои средства в те или иные системы до того, как судовладельцы не развернут соответствующие механизмы на своих кораблях, чтобы адаптировать их для взаимодействия с соединительной арматурой для приема электроэнергии с берега. Судовладельцы, в свою очередь, также не хотят прогадать: они стремятся внедрить наиболее универсальные системы подключения кораблей к береговым инженерным сетям, ориентируясь на наиболее часто посещаемые порты.
Чтобы "разорвать этот порочный круг", крайне важно организовать совместную работу судовладельцев с портовыми операторами и организациям по стандартизации. Это позволит удовлетворить потребности всех заинтересованных сторон, участвующих в рассматриваемом процессе, а также гармонизировать портовую инфраструктуру по всему миру. Плодотворная работа в данном направлении обернется минимизацией капитальных и эксплуатационных расходов, а также улучшением состояния окружающей среды.