По оценкам экспертов, на долю разнообразных электродвигательных систем приходится около 46% от общемирового потребления электроэнергии. Электродвигатели преобразую электрическую энергию в механическую. Они используются, к примеру, для обеспечения работоспособности компрессоров и дрелей, вращения колес электромобилей и крыльчатки вентиляторов, подъема и перемещения материалов.
Электродвигатели являются "рабочими лошадками" промышленности. На долю таких моторов промышленного назначения приходится примерно 70% электроэнергии, потребляемой всеми электродвигательными системами в мире.
С учетом огромного совокупного энергопотребления электромоторов даже небольшие оптимизации их конструкционных элементов могут привести к огромной экономии электроэнергии и денег, а также к снижению негативного влияния антропогенной деятельности на природу.
Чтобы способствовать продвижению электромоторов с повышенным КПД, специалисты Международной электротехнической комиссии (International Electrotechnical Commission; IEC, МЭК) создали систему классификации электродвигателей по уровню энергоэффективности, которая была описана в международном добровольном стандарте на основе консенсуса IEC 60034-30-1 ed1.0:2014 "Электрические машины вращательного действия - Часть 30-1: Классы эффективности электродвигателей переменного тока с питанием от сети (код IE)". Этот документ заменяет и дополняет редакцию аналогичного стандарта от 2008 года. Он предполагает группировку электродвигателей по КПД в рамках четырех классов:
• IE1 – стандартная энергоэффективность (Standard);
• IE2 – высокая энергоэффективность (High);
• IE3 – энергоэффективность уровня премиум (Premium);
• IE4 – энергоэффективность уровня супер-премиум (Super Premium);
С помощью этого международного стандарта регулирующие органы отдельных стран и регионов могут определять минимальные уровни энергоэффективности электродвигателей при составлении обязательных для исполнения регулирующих норм.
Классификационная система, описанная в стандарте IEC 60034-30-1, призвана стимулировать конкуренцию среди производителей электромоторных систем, а также способствовать усовершенствованию технологической базы.
Несмотря на то, что международные стандарты МЭК являются добровольными, страны-члены Европейского Союза и многие другие государства активно берут новую классификационную систему на вооружение, внедряя ее в обязательные для исполнения нормы, правила и требования.
Эксперты не исключат, что стандарт IEC 60034-30-1 ed1.0 может быть использован при доработке следующих документов:
• Регламент 640/2009/EC в отношении требований экологического проектирования электродвигателей с номинальной мощностью от 7,5-375 кВт (с 2017 года будет охватывать электродвигатели с номинальной мощностью от 0,75-375 кВт). Этот документ также называют "Стандартом минимальной энергетической эффективности" (Minimum Energy Performance Standard; MEPS). Ожидается, что его внедрение приведет к повышению энергетической эффективности электромоторов на 20% - 30%.
• Закон "Об энергетической политике США" (от 1997 года), в котором минимальный требуемый уровень КПД электромоторов изначально был установлен на уровне, эквивалентном IE2 из стандарта IEC 60034-30-1 ed1.0 (в 2007 году был поднят до эквивалента уровня IE3 (NEMA Premium)).
• Действующий в Австралии и Новой Зеландии аналог MEPS, соблюдение которого является обязательным для производителей целого ряда продуктов. Австралия и Новая Зеландия установили минимальный требуемый уровень КПД электромоторов, эквивалентный IE2 еще в 2001 году.
• Китайский аналог MEPS для малых и средних трехфазных асинхронных двигателей, который действует с 2002 года. Соответствующий стандарт был обновлен в 2006 году, а в 2012 году он был гармонизирован с аналогичными документами МЭК. Минимальный требуемый уровень КПД теперь соответствует IE3 по классификации Международной электротехнической комиссии.
Следует отметить, что Япония в 2014 году успешно гармонизировала свои национальные регулирующие нормы с системой классификации электромоторов МЭК и установила минимальный КПД на уровне, эквивалентом IE2.
В Индии с 2009 года используется схожая система классификации и маркировки электромоторов по уровню энергоэффективности, а также добровольный национальный стандарт, опубликованный в 2012 году, который устанавливает минимальный требуемый уровень КПД электромоторов, эквивалентный IE2.
Специалисты МЭК также разработали международный стандарт IEC 60034-2-1:2014 "Электрические машины вращательного действия – Стандартные методы определения потерь и КПД в ходе тестов (за исключением машин для тяговых транспортных средств)", который используется для тестирования электродвигатели.
Многие страны в настоящее время активно применяют национальные стандарты для тестирования моторов, но при этом популярность международного стандарта МЭК 60034-2-1 растет, так как этот документ позволяет производителям оптимизировать продукцию для вывода на мировой рынок.