г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19,
БЦ "Omega Plaza", 3й эт., оф. №3024-3

Международные стандарты ISO сделают поезда безопаснее и быстрее

Опубликовано: 15.11.2013

Обновлено: 14.07.2016


Поезда-пули переносят пассажиров между центрами городов со скоростью 300 км в час и более. И их скоростные характеристики в будущем будут только расти. Но увеличение скорости перемещения составов по железнодорожному полотну должно сопровождаться эквивалентным ростом безопасности. В этом году в Испании случилась авария с участием скоростного поезда, которая унесла жизни почти 80 человек. Этот инцидент привлек повышенное внимание к безопасности на железнодорожном транспорте. Трагедии в Испании предшествовала другая громкая железнодорожная аварии в Канаде, когда неуправляемый поезд без машиниста стал причиной гибели 40 человек.

Как эти аварии отразились на железнодорожном транспорте в целом? Чем они обернутся для будущего данного сектора? Способны ли международные стандарты повысить безопасность железнодорожного транспорта и ускорить его распространение на мировом уровне? На эти и многие другие вопросы ответил японский эксперт Юджи Нишие, который с недавнего времени является председателем учрежденного в 2012 году технического комитета (ТК) 269 “Железные дороги” при Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization; ISO).

Высокоскоростные поезда активно курсируют по городским железнодорожным линиям в Японии. Можно сказать, что в этой стране уже сейчас имеется одна из самых оживленных железнодорожных систем на планете. Зачем японцам и всем нам нужны стандарты, касающиеся железных дорог? И почему они нужны именно сейчас?

Японские железнодорожные системы – в том числе сеть высокоскоростного сообщения Синкансэн, региональные / городские железные дороги, метро, монорельсовые дороги и так далее – перевозят 23 млрд. пассажиров в год. Железнодорожная транспортная система токийской агломерации ежегодно перевозит 13 млрд. пассажиров, что эквивалентно 58% совокупного пассажиропотока. Поезда-пули Синкансэн отбывают со станции Токио ошеломляющие 14 раз в час, ежегодно перемещая 292 млн. путешественников по всей стране.

Примечательно, что за всю 50-летнюю историю высокоскоростных железнодорожных перевозок с использованием Синкансэн аварии с участием этих поездов ни разу не становились причиной смерти какого-либо из пассажиров.

Несмотря на недавние аварии с участием железнодорожного транспорта в Канаде и Испании, поезда – это лучший вид транспорта, как для перевозки пассажиров, так и для транспортировки грузов. Высокие показатели безопасности и минимальное воздействие на окружающую среду позволяет предположить, что поезда будут использоваться еще, как минимум, несколько десятилетий. Лежащие в их основе технологии были разработаны и усовершенствованы для решения задач локального плана, что позволило создать эффективные и проверенные временем железнодорожные системы по всему миру.

На данном этапе чрезвычайно полезным будет достижение унификации принципов проектирования, строительства и эксплуатации железнодорожных систем во всем мире через международные стандарты. Новые стандарты позволят оперативнее внедрять передовой опыт и ноу-хау. Они будут крайне полезны при разработке новых железных дорог или при улучшении существующих.

В чем вы видите преимущества и проблемы международных стандартов на железнодорожный транспорт?

Коммерческая эксплуатация железнодорожных систем началась в первой половине 19-го века. С тех самых пор железные дороги непрерывно повышали качество жизни людей и способствовали развитию общества и экономики. Однако в последние годы преимущества поездов – в том числе их минимальное воздействие на экологию – были в очередной раз пересмотрены в свете необходимости уменьшения последствий глобального потепления.

Первый японский поезд Синкансэн был введен в эксплуатацию пятьдесят лет назад. Этот момент считается началом эпохи высокоскоростных железнодорожных перевозок. В настоящее время мы можем наблюдать быстрое строительство и расширение аналогичных транспортных систем по всему миру. Потенциал подобных систем общественного транспорта привлекает все больше и больше внимания в развивающихся странах, где железные дороги способны значительно ускорить экономическое развитие.

Но есть и проблемы. Многие развивающиеся страны пока еще не способны извлечь пользу из безопасности, экологической устойчивости, удобства и экономичности железнодорожных систем. В целях быстрого и эффективного распространения железнодорожных систем по всему миру необходима разработка международных стандартов на основе консенсуса. В своей работе по стандартизации мы должны ориентироваться на необходимость глобализации железнодорожных систем.

Япония может похвастать отличным уровнем безопасности на железнодорожном транспорте. Каким образом международные стандарты помогают добиться повышения безопасности поездов во всем мире?

Безопасность на железнодорожном транспорте должна обеспечиваться в течение всего жизненного цикла: от планирования, проектирования и производства поездов / строительства железных дорог до эксплуатации, технического обслуживания, модернизации и вывода из эксплуатации тех или иных элементов транспортной инфраструктуры. Практические механизмы достижения безопасности на железной дороге различаются в зависимости от конкретной страны или региона, но базовые принципы сопоставимы.

Стратегия обеспечения безопасности железнодорожного транспорта должна создаваться с учетом географических особенностей и состояний окружающей среды, плотности грузо- / пассажиропотока и частоты перевозок, которые нужно достичь, вероятности возникновения природных или техногенных катастроф, а также разнообразных социальных и экономических факторов. Применение международных стандартов в разрезе каждой стадии жизненного цикла создания железнодорожной инфраструктуры будет способствовать повышению безопасности поездов в каждой стране или регионе.

Почему вы стали интересоваться железными дорогами? Что мотивирует вас участвовать в разработке соответствующих международных стандартов?

Меня всегда очень интересовали технологии, лежащие в основе транспортных систем, таких как железные дороги, автомобильный, водный и воздушный транспорт. Но, в конце концов, я посвятил свою жизнь железнодорожному транспорту и в 1979 году поступил на работу в компанию Japanese National Railways (JNR).

В то время JNR находилась в незавидном положении: растущая задолженность перед кредиторами, частые забастовки, напряженные отношения между руководством и профсоюзами. Тем не менее, поезда Синкансэн эксплуатировались безопасно и прибывали без задержек.

Когда я начал свою профессиональную карьеру, моей целью было ускорение внедрения новшеств в железнодорожные системы Японии - и, возможно, в некоторой степени помощь в "преодолении" ряда проблем JNR. После приватизации JNR и выделения из ее состава транспортной группы Japan Railways (JR), которые имели место в 1987 году, состояния каждой из двух вновь образованных компаний улучшилось.

Сегодня я посвящаю все силы плодотворной работе с международной группой коллег и экспертов, предполагающей создание гармонизированного набора международных стандартов для железнодорожной отрасли. Я хотел бы полностью посвятить себя работе ТК 269, чтобы удовлетворить ожидания всех заинтересованных сторон: от операторов железнодорожных систем и управляющих инфраструктурой компании до производителей поездов, строителей железнодорожных линий и, не в последнюю очередь, государственных органов.

Поделиться с друзьями!

Подписка
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать новости