г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19,
БЦ "Omega Plaza", 3й эт., оф. №3024-3

Малосернистое жидкое корабельное топливо и международные стандарты ИСО

Опубликовано: 14.01.2015

Обновлено: 14.07.2016


К настоящему моменту специалисты Международной организации по стандартизации (International Standardization Organization; ISO; ИСО) опубликовали и успели несколько раз обновить ряд весьма полезных международных добровольных стандартов на основе консенсуса, регламентирующих использование жидкого углеводородного топлива для корабельных двигателей в коммерческом судоходстве. Тем не менее, далеко не все участники данного рынка имеют четкое понимание того, как эти документы соотносятся с требованиями по ограничению содержания серы в корабельном топливе при заходе судов в Зоны контроля выбросов (Emission Control Area; ECA). 

Напомним, что ограничение концентрации серы в топливе оговорено в Приложении VI к документу МАРПОЛ (International Convention for the Prevention of Pollution from Ships или Международная конвенция по предотвращению загрязнения вод с судов). Последний был опубликован и продолжает актуализироваться специалистами Международной морской организации (International Maritime Organization; IMO; ММО). Недавно ММО ужесточила требования по содержанию серы в топливе, уменьшив лимит в 10 раз. 
 
Стандарты ИСО

Производство жидкого корабельного топлива в настоящее время регламентируется следующими документами Международной организации по стандартизации: 

• ISO 8216-1:2010 "Нефтепродукты - Топлива (класс F) – Классификация - Часть 1: Категории топлива, применяемого на судах" (в настоящее время пересматривается); 
• ISO 4261:2013 "Нефтепродукты - Топлива (класс F) - Технические условия на топлива для газовых турбин промышленного и судового назначения"; 
• ISO 8217:2012 "Нефтепродукты - Топлива (класс F) - Технические условия на топливо для морских судов".

Последний можно назвать наиболее полезным. Впервые он был опубликован еще 1987 году. С тех пор обновленные версии документа публиковались в 1996, 2005, 2010 и 2012 годах (5-е издание). В то время как издание от 2005 года в настоящее время является одним из наиболее распространенных, версия стандарта за 2010 год включает более продуманные критерии оценки топлива. 

В частности, составители обновленного документа добавили в него описание новой марки дистиллатного топлива DMZ с минимальным уровнем кинематической вязкости (cSt) в 3 единицы при 40 °C (по всем остальным характеристикам новая марке идентична описанной ранее DMA). Кроме того, авторы документа изменили норму вязкости для топлива марки DMB и добавили данные по предельным значениям сероводорода (H2S) в дистиллатных и остаточных сортах топлива: кислотное число сероводорода, устойчивость к окислению и смазывающую способность (не следует путать с вязкостью). 

В самой свежей на сегодняшний день версии стандарта от 2012 года появилось среди прочего описание методики IP 570, используемой для обнаружения сероводорода в топливе. 

Эксперты отмечают, что всегда необходимо иметь четкое понимание характеристик топлива, описанных в тексте соответствующих стандартов ИСО, чтобы заказывать и использовать подходящее топливо.

Приложение VI к МАРПОЛ

В конце 2014 года в Приложение VI к МАРПОЛ были внесены поправки, ужесточающие требования по содержанию серы в корабельном топливе при заходе судов в Зоны контроля выбросов. Поправки вступили в силу 1 января 2015 года. Лимит был снижен с 1% до 0.10%. Представители судоходной индустрии уже начали приспосабливаться к новым обстоятельствам, но некоторые из них все еще испытывают сложности при подборе топлива. Эксперты полагают, что им следует использовать следующую информацию, которую можно почерпнуть из стандартов ИСО:

• Если жидкое корабельное углеводородное топливо не продается с маркировкой "соответствует требованиям МАРПОЛ", следует проводить проверку фактического его состава. Если состав не отвечает определенным стандартам, действующим в зонах прохождения маршрута судна, оно (топливо) не подходит для двигателей конкретного судна.

•  В версиях стандарта ISO 8217 за 2010 и 2012 годы прямо не указано максимальное содержание серы в топливе. При этом именно на его покупателя возлагается ответственность по обеспечению соответствия топлива ограничениям по уровню содержания серы в разрезе конкретного судоходного маршрута (вне зависимости о того, включает тот зоны ECA или нет).

Поделиться с друзьями!

Подписка
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать новости