Эти вопросы были озвучены на ежегодном семинаре Комитета ИСО по потребительской политике (ИСО / КОПОЛКО), лейтмотивом которого стала фраза "Как потребители узнают, что они покупают?" Мероприятие было организовано специалистами Министерства промышленности и торговли Фиджи. Проходило оно в городе Нади в мае 2012 года. Более 145 представителей потребительских организаций, органов государственной власти и промышленности из 20 стран мира собрались вместе, чтобы обсудить, как международные стандарты и эффективные программы мониторинга рынков могут защитить здоровье и безопасность потребителей, помочь в борьбе с мошенничеством и предотвратить искажение имиджа тех или иных продуктов.
"План стратегического развития ИСО на период с 2011 по 2015 гг. признает, что советы и участие заинтересованных сторон и конечных потребителей необходимы для роста общей производительности и успешного функционирования ИСО", пояснила председатель ИСО / КОПОЛКО, Норма Маккормик, "ИСО / КОПОЛКО уполномочен учитывать проблемы потребителей при работе над стандартами ИСО. Мы проводим этот форум для выявления проблем и выработки рекомендаций в новых и существующих областях, представляющих интерес для потребителей, в адрес специалистов ИСО. "
Большая проблема
Потребители по всему миру, особенно в бедных и отдаленных районах, регулярно становятся жертвами двойной маркировки, покупают имитации тех или иных товаров, им предоставляется неполная информация. Потребители покупают товары с неинформативной и содержащей обманные сведения упаковкой.
"Тихоокеанский регион стал легкой мишенью для торговцев, экспортирующих дешевые, нестандартные и контрафактные продукты", сказал генеральный прокурор и министр промышленности и торговли Фиджи Аяз Сайед-Каюм в своем вступительном слове. "Я призываю вас подумать над тем, почему эти товары так легко распространяются", добавил он. "Проблема не только в недобросовестных компаниях и маркетинговых тактиках - она также касается эффективности работы органов надзора, предоставления необходимых ресурсов и, конечно, бедности. Спрос рождает предложение".
Например, штрафы, которые непропорционально высоки, открывают двери для взяточничества и коррупции. Кроме того, беднейшее население планеты больше всего подвержено рискам, которые связаны с поддельными товарами, если оригинальная продукция им не по карману. Шаги по выходу из сложившегося положения должны затрагивать конкретные местные проблемы. Образование имеет решающее значение, как для потребителей, так и для представителей бизнеса.
Участники пришли к выводу, что стимулами распространения подделок и роста объема мошенничества являются:
- Рост объемов мировой торговли и электронной коммерции;
- Недостаточная осведомленность и информирование потребителей;
- Участие организованной преступности;
- Минимальные штрафы и неструктурированная работа органов надзора;
- Потребительский спрос и экономическое давление, движимое высокими ценами и бедностью.
Мы являемся частью проблемы
Тем не менее, потребители также должны принимать взвешенные и ответственные решения о покупке. По словам Маккормик, все заинтересованные стороны должны признать, что мы, как потребители, являемся частью проблемы. Поэтому важно, чтобы мы стали и частью ее решения.
Участники мероприятия многократно подчеркнули, что потребители несут ответственность за проблемы в данной сфере. Следовательно, они должны проявлять инициативу ради получения оперативной информации и сохранять бдительность. Контрафакция и мошенничество угрожает нашей безопасности и безопасности наших семей. Так что же мы можем сделать? К примеру, можно делать фотографии. Более тщательно осматривать знаки качества. А если что-то вызывает подозрения - задавать вопросы. С такими рекомендациями выступил Рэй Dulmage, директор департамента стандартов в Лаборатории страховщиков Канады (Underwriters Laboratories Canada). Данная организация занимает агрессивную позицию в деле борьбы против контрафактной продукции. Ее сотрудники занимаются образовательной деятельностью и налаживают партнерские отношения с организациями похожего профиля.
"Если цена слишком привлекательна, чтобы быть правдой, спросите себя, почему подобное имеет место быть", добавил Дуг Джеральд, консультант по нормативным отношениям при Канадской ассоциации стандартов (Canadian Standards Association). Специалист озвучил свои собственные советы для потребителей. Он высказался в пользу тщательной проверки упаковки и маркировки, использования опыта, информирования производителей о проблемах и покупки товаров из проверенных и надежных источников. Он также подчеркнул, что ответственность за борьбу с подделками начинается с уровня производителей и дистрибьюторов.
"Если у вас есть бренд с мировым именем - скорее всего, где-то в мире есть предприятие, которое производит контрафакт, прикрываясь этим брендом", предупредил Джеральд, рекомендуя производителям активнее отслеживать свои цепочки поставок, а также контролировать работу дизайнеров, усиливать меры безопасность, вести мониторинг рынков и содействовать работе органов надзора.
Нечего декларировать
"Органы таможенного контроля находится в самом центре борьбы с контрафактом и мошенничеством", сказал сотрудник службы налогового и таможенного контроля Фиджи Вайтисони Раикава.
Тем не менее, сотрудники подобных органов не всегда имеют достаточный опыт или обладают необходимыми знаниями. Тесное сотрудничество между государственными учреждениями и частным сектором имеет первостепенное значение для организации структурированного обмена информацией и передовым опытом в целях выявления и конфискации контрафактных товаров на границе. Генеральный секретарь Всемирной таможенной организации (World Customs Organization) заявил на конгрессе следующее: "Каждый из нас должен сыграть свою роль, но мы должны работать вместе".