Фотоснимки и видеоролики с беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в последнее время регулярно появляются в теленовостях и публикуются всевозможными веб-сайтами. Мировой рынок БПЛА растет не по дням, а по часам. Беспилотники в буквальном смысле заполонили наше воздушное пространство. В связи с этим на первый план выходит вопрос разработки добровольных международных стандартов на основе консенсуса, касающихся производства и эксплуатации этих маши, а также необходимой им вспомогательной инфраструктуры: систем управления и линий связи.
Своими мыслями по данному вопросу в ходе интервью изданию ISOfocus поделился секретарь созданного совсем недавно подкомитета (ПК) 16 "Беспилотные авиационные системы" при техническом комитете (ТК) 20 "Авиационные и космические аппараты" в составе Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization; ISO; ИСО). Речь о Кортни Робинсоне, который также является главой Управления по инфраструктуре гражданской авиации в составе Ассоциации аэрокосмической промышленности США (Aerospace Industries Association; AIA).
Зачем ИСО сформировала специальный подкомитет по беспилотникам? И почему именно сейчас?
В силу активного расширения рынка беспилотных летательных аппаратов, используемых в настоящее время среди прочего при мониторинге границ, нефте- и газопроводов, в лесном и рыбном хозяйстве и даже при доставке грузов на орбиту, все более очевидной становилась необходимость создания соответствующих уникальных стандартов.
При этом подобные машины, как известно, могут существенно различаться с точки зрения габаритных размеров, функциональных возможностей и стоимости. До настоящего момента это усложняло работу по их стандартизации в рамках прежних форматов. Поэтому было решено создать новый ПК.
В последнее время наблюдается усиление дискуссий по поводу использования БПЛА частными лицами и коммерческими компаниями с акцентом на угрозы безопасности со стороны таких машин и защиту частной жизни. В каких областях использование беспилотников, по-вашему, было бы максимально эффективным, рациональным и безопасным?
Сфера применения беспилотников в области защиты людей и имущества огромна. Повышенный интерес в адрес этой технологии мы видим со стороны организаторов поисково-спасательных операций. С помощью беспилотных летательных аппаратов все чаще обнаруживаются очаги лесных пожаров, естественных и техногенных катастроф. Они помогают вести мониторинг состояния водных объектов, автомобильных дорог и других объектов, а также регулировать дорожное движение в крупных городах.
Кроме того, потенциал БПЛА с точки зрения коммерческого использования почти безграничен. К примеру, в случае киноиндустрии отказ от использования вертолетов на съемочной площадке в пользу беспилотников способствует повышению безопасности персонала и снижению расходов. Применение таких машин транспортными и логистическими компаниями, равно как и предприятиями из сферы сельскохозяйственной авиации также вполне можно назвать эффективным, рациональным и безопасным.
Конечно, полеты таких устройств над людьми сопряжены с определенным риском. Именно поэтому необходима дальнейшая работа по стандартизации различных аспектов их эксплуатации.
С какими проблемами сталкивается индустрия БПЛА?
Наиболее актуальные проблемы связаны с разработкой и реализацией соответствующих регулирующих норм, а также с развертыванием вспомогательной инфраструктуры. При использовании таких машин оптимальной является инфраструктура цифровой передачи данных на основе спутниковой связи, навигации и наблюдения.
С учетом этого Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization; ICAO; ИКАО) и ведущие поставщики аэронавигационного оборудования всячески способствуют развитию соответствующих международных стандартов. Только так можно эффективно обеспечивать доступ к воздушному пространству всем пользователям, сохраняя при этом безопасность.