г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19,
БЦ "Omega Plaza", 3й эт., оф. №3024-3

Как международные стандарты ИСО и МЭК способствуют переходу на беспилотные авто

Опубликовано: 16.03.2018

Обновлено: 11.05.2018


  • Как международные стандарты ИСО и МЭК способствуют переходу на беспилотные авто
Управлять машиной самостоятельно или позволить, чтобы ей управлял искусственный интеллект? Вот в чем вопрос. Подключенные к интернету беспилотные автомобили все чаще упоминаются в заголовках новостей, касающихся как новейших технологических разработок, так и аварий с участием таких авто. 

Можно или доверять искусственному интеллекту и другим технологиям, которые лежат в основе инновационных транспортных средств завтрашнего дня? И каким образом Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization; ISO; ИСО) и Международная электротехническая комиссия (International Electrotechnical Commission; IEC; МЭК) способствуют развитию автономных транспортных средств? 

По мере приближения к эпохе автономных и беспилотных автомобилей последние становятся все больше и больше похожими на компьютеры на колесах. В случае некоторых современных образцов подобных транспортных средств требуется написание 100 миллионов строк кода для запуска всего необходимого авто программного обеспечения. Это больше, чем нужно некоторым реактивным истребителям ВВС и авиалайнерам.

Мы видели это в фильмах, и теперь это становится реальностью. Машины распознает лицо водителя / пассажира по мере приближения последнего к транспортному средству или требуют пройти процедуру сканирования отпечатков пальца для запуска двигателя. 

Пакеты программного обеспечения позволяют подключать смартфон к автомобилю. Вы можете попросить интегрированного в бортовой компьютер авто виртуального помощника сделать что-нибудь-полезное. Например, включить отопление или запустить стиральную машину дома, заказать еду или зарезервировать столик в ресторане.

Тысячи датчиков позволяют автомобилю выполнять самые разные операции. Например, затянуть ремень безопасности с учетом комплекции пассажира или оценить ситуацию на трассе, чтобы обеспечить безопасное расстояние от другого участника дорожного движения или провести безопасную парковку. Список вариантов использования автоматики продолжает расти.

Искусственный интеллект и/или алгоритмы помогают автомобилям становиться еще более "умными" и узнавать больше о своих водителях и пассажирах, о различных дорожных ситуациях, а также о функциях многочисленных компонентов и систем самого авто. Кто знает, какими будут полностью автоматизированные автомобили к тому времени, когда они окончательно станут нормой? 

Доверие, надежность и безопасность

Но независимо от того, каким станут автомобили, обеспечение безопасности водителя и пассажиров всегда должно оставаться задачей первостепенной важности. Несмотря на все меры безопасности дорожного движения, данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о безопасности дорожного движения говорят о том, что во всем мире ДТП ежегодно становятся причиной 1,3 миллиона смертей.

Когда случаются ДТП, связанные с автономными и беспилотными транспортными средствами, средства массовой информации начинают форсировать соответствующие информационные поводы. Журналисты задают самые разные вопросы. Чья это вина: автомобиля или бездействовавшего водителя / пассажира? Кто несет ответственность? Имело ли место нарушение безопасности, или всему виной техническая ошибка?

При этом ужасающие глобальные статистические данные о дорожно-транспортных происшествиях по вине людей-водителей, похоже, уходят на второй план при освещении в СМИ, когда компьютер беспилотного автомобиля допускает ошибку. 

Такова человеческая природа. Мы все еще чувствуем больше контроля, когда сами находимся за рулем, даже если мы, люди, совершаем множество ошибок. Поэтому, в конце концов, все сводится к одному: можем ли мы действительно доверять автономной беспилотной машине?

В конце концов, если мы собираемся передать свои жизни во власть транспортного средства, мы хотим, чтобы оно было на 100 процентов безопасным. Это означает помимо прочего защиту от хакерского взлома, обеспечение «безопасного» режима при обнаружении аномалии и защиту наших личных данных.

Стандарты как основа подключенных к сети автомобилей

Но что происходит "за кулисами"? Благодаря чему этот сегмент транспортной индустрии развивается? Реализации проектов по созданию автономных транспортных средств в значительной степени способствуют добровольные стандарты на основе консенсуса.

 Международные стандарты ИСО и МЭК обеспечивают качество, функциональную совместимость и надежность многих ключевых компонентов автономных транспортных средств. В качестве примера возьмем датчики.

Тысячи сенсоров используются в беспилотных автомобилях для навигации, вождения и безопасности, а также для обеспечения работоспособности основных внутренних систем автомобиля. Исправно функционировать таким датчикам помогает стандарт ИСО / МЭК 19637:2016 "Информационные технологии – Платформа для тестирования подключенных к сети датчиков".

Работа по стандартизации также охватывает другие области, такие как биометрия, зарядка электрических транспортных средств, освещение и искусственный интеллект. Последнего касается разрабатываемый в настоящее время стандарт ИСО / МЭК 23053 "Основы систем искусственного интеллекта (ИИ) с использованием машинного обучения (МО)".

Очень важно, что стандарты ИСО и МЭК в области информационных и коммуникационных технологий помогают решать проблемы кибербезопасности. Они охватывают методы обеспечения IT-безопасности, облачные вычисления и распределенные вычислительные платформы, управление и обмен данными, интернет вещей (IoT) и связанные с ними технологии, а также биометрию, дополненную и виртуальную реальность, которые все глубже проникают в системы навигации подключенных к сети автономных автомобилей.

Переосмысление городского транспорта

Кроме того, возникает вопрос о том, как автономные транспортные средства будут вписываться в существующую инфраструктуру? Захотят ли городские жители вообще покупать в личную собственность автомобили в будущем?

Города и их транспортная инфраструктура становятся все более "умными". Транспорт может измениться до неузнаваемости через десяти-пятнадцать лет, так как автомобильные производители и технологические компании объединяют усилия для разработки более дешевых, экологически чистых и интеллектуальных транспортных средств, не нуждающихся в людях-водителях. 

Возможно, в конце следующего десятилетия проще будет вызвать беспилотное такси, чем водить самому. Но только время покажет, каким именно окажется будущее.

Поделиться с друзьями!

Теги: транспорт беспилотный автомобиль ISO ИСО МЭК IEC автономные транспортные средства умный транспорт ИСО / МЭК 19637:2016 ИСО / МЭК 23053


Подписка
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать новости