Серия международных стандартов ИСО / МЭК 18000 для RFID-устройств на транспорте
Технология радиочастотной идентификации (Radio Frequency Identification; RFID) позволяет создавать специальные RFID-метки, которые могут предоставлять разнообразную информацию, включая сведения о том, разрешена ли эксплуатация продукта вроде автомобильной шины в той или иной стране.Серия горизонтальных международных стандартов ИСО / МЭК 18000 "Информационные технологии – Радиочастотная идентификация для контроля расхода предметов снабжения", которые разрабатывает подкомитет 31 в составе совместного технического комитета ИСО / МЭК СТК 1, охватывает параметры связи через радиоинтерфейс и предназначена для обеспечения максимальной эффективности диалога между считывающим устройством и RFID-меткой.
Серия стандартов ИСО / МЭК 18000 касается интерфейсов, работающих на разных радиочастотах. Входящие в ее состав документы не содержат никакой информации о том, как проектировать и изготавливать считыватели меток или непосредственно RFID-метки.
Как пример эффективного применения данной технологии можно привести шинную индустрию. Субъекты данного сектора используют технологию RFID-меток в ее самой простой форме. В данном случае метка содержит только идентификатор элемента, к которому закрепляется во время производства, что обеспечивает отслеживаемость продукта в разрезе цепочки поставок и в течение всего его жизненного цикла.
Но есть и другие преимущества использования подобной маркировки. В частности, уникальный для каждой шины идентификатор можно использовать для доступа к дополнительной информации, включая сведения о размере, типе и качестве шины.
Обычно эти сведения выгравированы непосредственно на шине, которая может испачкаться, из-за чего возникнут сложности со считыванием. Однако RFID-метка может быть встроена в саму шину, что устраняет проблему считывания данных. Метка сверхвысокой частоты, встроенная в шину, и вовсе позволяет считывать данные с расстояния до 10 метров.
Используя RFID-метки, регуляторы, таможенные органы и пользователи шин смогут получить доступ к другой информации, включая сведения о том, разрешена ли эксплуатация конкретной шины в конкретной стране.
В минувшем году организация ИСО завершила разработку и опубликовала свой стандарт на тему применения RFID-меток для маркировки шин. При этом документ, который получил название ИСО 20909:2019 "Метки радиочастотной идентификации (RFID) для шин", основан на технических стандартах, предоставленных специалистами упомянутого выше подкомитета 31.
Речь идет главным образом о документе ИСО / МЭК 18000-63 "Информационные технологии – Радиочастотная идентификация для контроля расхода предметов снабжения - Часть 63: Параметры радиоинтерфейса на частотах от 860 до 960 МГц, тип C".
Другой пример продуктивного применения RFID-меток и касающихся их стандартов на транспорте - это авиационная индустрия. Путешественники, которые часто летают, ожидают, что после сдачи багажа в пункте отправления этот ценный груз прибудет с ними в место назначения, но когда подобные ожидания не оправдываются, путешественники хотят иметь возможность найти свой багаж как можно быстрее.
Когда дело доходит до обработки потерянного багажа, специалисты в первую очередь используют штрих-код. Это работает. Но штрих-код может быть поврежден, что может привести к потере сумок еще в сортировочном центре аэропорта отправления. Точно так же, если багажа много, и если штрих-код не расположен так, чтобы сканер имел четкую линию обзора, он не будет считываться, и багаж будет считаться утерянным. Но если на сумке будет RFID-метка, точность считывания удастся довести 99,9%. Это намного выше, чем в случае штрих-кода.
Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association; IATA; ИАТА) объявила в прошлом году о запуске инициативы по стимулированию перехода на использование RFID-меток для отслеживания багажа во всем мире.
Это означает переход на бирки со штрих-кодом со вставками в виде RFID-меток. ИАТА еще не решила, какую структуру кодирования использовать для шифрования содержимого данных меток, но можно с уверенностью утверждать, что базовая технология будет использовать упомянутый выше стандарт ИСО / МЭК 18000-63.
Стандарт ИСО / МЭК 18013-5 на мобильные водительские удостоверения
Вот уже более 30 лет МЭК и ИСО разрабатывают международные стандарты, которые позволяют людям вести бизнес по всему миру, не беспокоясь о разных форматах. Сфера деятельности одной из их совместных рабочих групп охватывает карты и устройства безопасности для идентификации личности, включая паспорта, водительские удостоверения и банковские карты. Речь о подкомитете 17, действующем в составе совместного технического комитета ИСО / МЭК СТК 1.По мере ускорения цифровизации всего и вся число сценариев, предполагающих необходимость в безопасном сетевом удостоверении личности, будет увеличиваться. И такие сценарии могут охватывать широкий спектр ситуаций.
Вот несколько примеров: получение социальных услуг, голосование, открытие банковских счетов, прокат автомобилей, регистрация в отеле, посадка на самолет, доступ к правительственным зданиям, организация охраны аэропорта, вход в бар / клуб, покупка товаров с ограничением по возрасту.
Специалисты разработали многочленные международные стандарты, охватывающие такие инструменты как машиночитаемые паспорта, визы и банковские карты, а также такие темы как элементы данных на поверхности этих документов, их размеры и тестирование (например, в случае карт - тестирование на изгибаемость, устойчивость к температуре или поверхностные искажения).
Эти стандарты позволили людям путешествовать в любой аэропорт мира, въезжать в ту или иную страну, брать напрокат автомобили, получать деньги из банкомата и вести обычный бизнес. Теперь авторы данных стандартов смотрят в будущее и пытаются понять, как использовать свой опыт для создания документов следующего поколения, которые будут обеспечивать аналогичные возможности через мобильные устройства.
Новый стандарт подкомитета 17 при ИСО / МЭК СТК 1 касается применения надежных мобильных водительских удостоверений. Документ получил название ИСО / МЭК 18013-5 "Идентификация личности - Водительское удостоверение, соответствующее требованиям ИСО - Часть 5: Применение мобильного водительского удостоверения (Mobile Driving Licence; mDL)".
Для того чтобы водительские удостоверения на мобильных телефонах стали массовым инструментом, они должны быть доступны, и всем мы должны быть в состоянии доверять соответствующим данным. Разрабатываемый специалистами ИСО и МЭК стандарт будет описывать все необходимые для этого механизмы. Ожидается, что работа над ним будет завершена в 2020 году.
Насколько безопасными будут мобильные водительские удостоверения? В стандарте есть целый раздел, который касается безопасности. Это поможет аутентифицировать происхождение данных в удостоверении, оценивать их актуальность, а также убедиться, что они не изменялись после выдачи удостоверения компетентным органом, и предотвратить несанкционированный доступ к данным.
Сфера применения этого документа также будет распространяться и на конфиденциальность данных, обеспечение которой должно стать приоритетом в случае широкого распространения водительских прав на мобильных устройствах.