Специалисты Международной морской организации (International Maritime Organization; IMO; ИМО) инициировали проект по разработке руководящих принципов для национальных инспекций государственного портового надзора в части отбора проб судового топлива для последующей оценки на соответствие лимитам по содержанию серы.
Данное решение было принято после обсуждения соответствующего предложения, направленного Норвегией и Данией на 68-ом заседании Комитета защиты морской среды при ИМО. Датские и норвежские эксперты указали на то, что проведение подобных мероприятий становится все более распространенной практикой в странах Европейского Союза, на территории которого с января текущего года действует новый лимит по содержанию серы в топливе. Показатель был снижен с 1% до 0.10% .
Соответствующее ограничение распространяется на специальные Зоны контроля выбросов (Emission Control Area; ECA). Последние представляют собой акватории, в пределах которых действуют ограничения по уровню загрязнения окружающей среды, оговоренные документом МАРПОЛ (International Convention for the Prevention of Pollution from Ships или Международная конвенция по предотвращению загрязнения вод с судов).
Ожидается, что появление руководящих принципов по отбору проб и принятие их на вооружение национальными инспекциями государственного портового надзора по всему миру заставит судовладельцев и поставщиков топлива уделять больше внимания повышению экологичности своего бизнеса. Кроме того, это будет способствовать обеспечению равных условий ведения бизнеса для всех игроков мирового рынка.
В середине февраля этого года Еврокомиссия приняла резолюцию (ЕС) 2015/253, которая предписывает странам-членам ЕС ввести обязательные проверки соблюдения лимитов по содержанию серы в корабельном топливе с 2016 года, а также требует, чтобы портовые администрации и контролирующие органы отдельных государств применяли гармонизированные механизмы отбора проб.
Эксперты из Норвегии и Дании отмечают, что национальные инспекции государственного портового надзора в большинстве стран-членов ЕС берут образцы жидкого топлива непосредственно из топливных резервуаров судна и / или системы подачи топлива. Это оптимальный вариант сбора образов для проверки содержание серы в жидком топливе. Тем не менее, в настоящее время нет согласованных руководящих принципов ИМО касательно этого процесса или последующих действий, производимых с целью проверки соблюдения лимитов. Как следствие, в некоторых портах могут использоваться нестандартные механизмы отбора проб, вследствие чего результаты анализа топлива могут оказываться не совсем точными.
Отметим, что регулирующие нормы ЕС в данной области базируются на международном добровольном стандарте на основе консенсуса ISO 3170:2004 "Жидкое топливо – Ручной отбор образцов". Этот документ был подготовлен специалистами Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization; ISO; ИСО). Стандарт неоднократно подвергался актуализации. Так, версия от 2004 года является уже третьей по счету.
Специалисты из Норвегии и Дании также предложили внести поправки в регулирующие нормы МАРПОЛ, касающиеся того, чтобы обязать судовладельцев обозначать на своих кораблях специально оборудованные места для отбора проб топлива. Причем таких мест должно быть несколько. Это должно существенно упростить и ускорить проведение рассматриваемых процедур, а также гарантировать репрезентативность выборки и безопасный отбор жидкого топлива из системы – как для инспекторов, так и для членов экипажа судна.
Это предложение уже поддержали эксперты из Бельгии, а также ряда других европейских государств. Поддержали инициативу и канадцы, в отличие от специалистов из США, Панамы, Уругвая, Либерии, Колумбии, Доминики, Чили, Саудовской Аравии, Ганы, Бразилии, Венесуэлы, Перу, Островов Кука, Кубы, Маршалловых Островов, Эквадора и Кирибати . Эксперты из этих стран мотивировали свое решение тем, что предлагаемые поправки в МАРПОЛ основаны главным образом на европейских стандартах, которые "не подходят" многим государствам, не являющимся членами Евросоюза.
Представители от Норвегии не исключили, что в ближайшее время европейские страны, скорее всего, продолжит брать пробы с использованием общеевропейских руководящих принципов. Тогда как в США и Канаде, а также других государствах, не являющихся членами ЕС, будут использоваться свои собственные руководящие принципы. Как следствие, в индустрии сформируется множество различных руководящих принципов, что усложнит бизнес судовладельцев и поставщиков топлива.