г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19,
БЦ "Omega Plaza", 2-й эт., оф. № 2040

Еврокомиссия повышает безопасность пищевых продуктов

  • 15.05.2013
Европейская комиссия приняла пакет мер, призванных способствовать соблюдению санитарно-гигиенических норм в разрезе всей агропродовольственной цепи. Этот шаг должен обернуться повышением безопасности пищевых продуктов, способствовать укреплению доверия потребителей и повышению экологичности производства продуктов питания. Новый пакет мер станет основой для модернизированного и упрощенного подхода к охране здоровья, а также для более эффективных инструментов контроля. Работа над пакетом мер была вызвана необходимостью дальнейшего упрощения законодательства и снижения административной нагрузки на субъектов хозяйствования. Особое внимание было уделено воздействию этого законодательства на МСП (малые и средние предприятия) и микропредприятия, которые были освобождены от самых обременительных процедур.

На данном этапе законодательство ЕС, регулирующее работу агропродовольственной цепи, состоит из 70 законодательных актов. Пакет реформ позволит сократить этот список до 5 документов, а также снизить объем бюрократической волокиты, с которой сталкиваются фермеры, селекционеры и другие предприятия продовольственного бизнеса (производители, переработчики и дистрибьюторы). Производители выиграют от внедрения более простых правил с точки зрения снижения административного бремени, повышения эффективности техпроцессов, мер финансового стимулирования и механизмов контроля / ликвидации болезней животных и растений. Потребители выиграют в результате повышения безопасности продуктов и появления более эффективной и прозрачной системы контроля агропродовольственной цепи.

Тонио Борг, европейский комиссар по вопросам здравоохранения и защиты прав потребителей, сказал: "Агропромышленный комплекс является вторым по величине сектором экономики ЕС. В нем занято более 48 млн. человек. Оборот составляет около € 750 млрд. в год. Европа уже имеет самые высокие стандарты в области безопасности пищевых продуктов в мире. Тем не менее, недавний скандал с кониной показал, что у нас есть пространство для дальнейшего совершенствования, даже если эта работа и не предполагает устранения какого-либо источника опасности для здоровья потребителей. Новый пакет реформ появился очень вовремя, поскольку это показывает, что мы можем оперативно реагировать на возникающие проблемы и дорабатывать законодательство, опираясь на извлеченные уроки".

Ключевые элементы предложения

1. Официальный контроль

• Еврокомиссия признала необходимость укрепления инструментов, с помощью которых компетентные органы в государствах-членах ЕС могут проверять соблюдение законодательства Евросоюза в области землепользования (посредством контроля, проверок и тестов).

• Недавние скандалы в пищевой промышленности продемонстрировали необходимость более эффективных действий со стороны органов исполнительной власти по защите потребителей от рисков (в том числе с экономической точки зрения), которые могут возникнуть в результате нарушения правил в разрезе агропродовольственной цепи.

• Новые правила в большей степени основываются на оценке рисков, что позволяет компетентным органам сосредоточить свои ресурсы на решении более актуальных задач.

• Объектами существующей системы сборов для финансирования эффективной реализации подобной контролирующей деятельности станут и другие участники агропродовольственной цепи, с которых сборы в настоящее время не взимаются.

• Микропредприятия будут освобождены от уплаты таких сборов, но не от контроля.

• Государствам-членам ЕС будет предложено интегрировать механизмы борьбы с мошенничеством в свои национальные системы контроля АПК, а также применять финансовые санкции в случае нарушения действующих норм.

2. Здоровье животных

• Предполагается введение единого законодательного акта по охране здоровья животных в ЕС, основанного на принципе "профилактика лучше лечения".

• Пакет мер направлен на улучшение стандартов и создание единой системы для лучшего выявления и борьбы с болезнями и минимизации рисков, связанных со здоровьем, питанием и безопасностью кормов.

• Эта усовершенствованная система позволит фермерам и ветеринарам быстро реагировать и ограничивать распространение болезней, сводя к минимуму их негативное воздействие на домашний скот и потребителей.

• Планируется внедрение нового механизма классификации заболеваний и расставления приоритетов при ликвидации их очагов. Это позволит оперативно выявлять случаи, которые требуют вмешательства на уровне ЕС. Система будет основываться на оценке рисков и принципе надлежащего использования ресурсов.

• Новый законодательный акт должен быть достаточно гибким, чтобы компетентные органы ЕС могли эффективнее реагировать на новые и неизвестные риски (например, на крупные изменения климата). Таким образом, у заинтересованных сторон будут инструменты, позволяющие быстро адаптироваться к меняющимся условиям путем внедрения передовых разработок ученых и международных стандартов.

3. Здоровье растений

• В странах ЕС ежегодно выращиваются продовольственные сельскохозяйственные культуры общей стоимостью в € 205 млрд. Без защиты в форме санитарных норм этот сектор может понести значительный экономический ущерб.

• Благополучие сельского хозяйства в Европе, лесов и природного наследия находятся под угрозой со стороны вредителей и болезней. В результате глобализации торговли и изменения климата участились случаи появления новых видов вредителей. Чтобы помещать расширению ареала обитания вредителей и защитить аграриев, а также предприятия лесного сектора, Еврокомиссия предлагает модернизировать существующий механизм обеспечения здоровья растений.

• Больше внимания будет уделено оценке рисков, возникающих в ходе торговли с третьими странами, и прослеживаемости происхождения посадочного материала, который продается на внутреннем рынке.

• Также будут введены улучшенные методы контроля и ранней ликвидации новых видов вредителей. При этом производителям сельхозпродукции, которые пострадали в ходе карантинных мероприятий, будет выплачиваться финансовая компенсация.

4. Репродуктивный материал растений (включая семена)

• На долю ЕС приходится 60% в общем объеме мирового экспорта семян.

• Новый пакет мер содержит более простые и гибкие правила сбыта семян и другого репродуктивного материала растений с целью содействия торговле и повышения производительности, адаптируемости и разнообразия продукции растениеводства в Европе.

• Широкий выбор семенного материала и повышение требований к тестированию будут способствовать сохранению биоразнообразия и экологичности сельского хозяйства.

• Законодательство ЕС не распространяется на использование семян в частных садах. Такие садоводы могут продолжать покупать любой семенной материал и продавать свои семена в небольших количествах. Любые непрофессиональные садоводы могут обмениваться семенами между собой, и подобная деятельность не будет подпадать под действие предлагаемых правил.

• Целью изменений в законодательстве является расширение выбора потребителей путем допуска к продаже новых улучшенных и должным образом испытанных сортов растений.

• Новые правила будут учитывать тип семенного материала, условия производства и размер предприятия-поставщика. Так, для семян традиционных сортов растений будут действовать упрощенные правила регистрации. Такие продукты освобождаются от тестирования и ряда других требований законодательства.

• Кроме того, снижается административная нагрузка на микропредприятия. При этом такие предприятия, как правило, освобождаются от регистрационного взноса.

Следующие шаги

В дальнейшем другие органы Евросоюза, в том числе Европарламент и Совет ЕС, займутся рассмотрением предложенного Еврокомиссией пакета мер и его утверждением в установленном порядке. Предполагается, что пакет мер вступит в силу в 2016 году.
Поделиться с друзьями!
Появились вопросы?

Здесь можно задать любой интересующий вас вопрос на тему сертификации.