г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19,
БЦ "Omega Plaza", 3й эт., оф. №3024-3

ЕС повышает эффективность надзора за рынком и поддержания безопасности продукции

Опубликовано: 16.05.2013

Обновлено: 14.07.2016


В начале текущего года Еврокомиссия выступила с предложением о повышении безопасности потребительских товаров. Механизмы обеспечения безопасности продукции в ЕС зачастую регламентируются различными дублирующими друг друга законодательными актами, которые не охватывают все релевантные вопросы. Параллельно чиновники подготовили предложение о гармонизации механизмов надзора за рынком, которые в настоящее время существенно разнятся в разных государствах-членах ЕС. Подобные различия приводят к появлению неравных условий для осуществления торговли и создают угрозу общественным интересам. Еврокомиссия внесла предложения на обсуждение Европарламента и Совета ЕС. Ожидается, что они вступят в силу в 2015 году.

Что входит в пакет документов по безопасности продукции и надзору за рынком?

Основными элементами пакета документов являются предложение по новым правилам поддержания безопасности потребительской продукции и предложения по упрощению надзора за рынком. В рамках долгосрочного плана оптимизации надзора за рынком Еврокомиссия предлагает осуществить 20 отдельных нововведений, которые позволят улучшить действующий механизм надзора за рынком к 2015 году. Кроме того, в пакет документов также входит предложение Еврокомиссии по аккредитации.

Почему необходимы новые правила?

Предложение по новым правилам поддержания безопасности потребительской продукции призвано способствовать уточнению нормативной базы, регулирующей рынок потребительских товаров, чтобы сделать ее более пригодной для текущей ситуации. Составители новых правил учли все ключевые события в нормотворчестве ЕС, произошедшие в течение последнего десятилетия, поэтому они помогут решить проблемы, связанные с глобализацией рынка. После введения новых правил больше внимания будет уделяться идентификации продукции и прослеживаемости. Кроме того, предполагается значительное упрощение процедур разработки новых или обновления существующих стандартов, а также повышение роли стандартов в области обеспечения безопасности продукции. Новых правила обеспечения безопасности потребительских товаров должны повысить доверие потребителей к единому рынку продукции и обеспечить равные условия для бизнеса.

Предложение по правилам надзора за рынком направлено на упрощение механизмов надзора за рынком непродовольственных продуктов, действующих в рамках Евросоюза, а также на повышение их эффективности в целях защиты общественных интересов, таких как здоровье и безопасность людей и окружающей среды. Текущий набор правил надзора за рынком фрагментирован, и его части относятся к нескольким различным элементам системы законодательства ЕС, что создает проблемы для субъектов хозяйствования и органов надзора за рынком. Неопределенность, которая возникает в результате этой фрагментации, уже не раз подвергалась критике со стороны членов Европейского парламента и других заинтересованных лиц и организаций. Новые правила надзора за рынком позволят создать одноуровневую систему, в которой все правила будут сведены в единый документ. Как следствие, нововведения позволят избавиться от дублирования и ликвидировать пробелы в законодательства. Это обернется улучшением защиты потребителей и снижением административного бремени, что особенно важно в контексте экономического кризиса.

Что изменится?

Пакет документов по безопасности продукции и надзору за рынком позволит:

• Упростить процедуру изъятия опасных продуктов с рынка на всей территории ЕС, сделать эту операцию более своевременной и последовательной.
• Общие правила надзор за рынком и обеспечения безопасности потребительских товаров будут гармонизированы.
• В новых нормативных документах будет содержаться более четкое определения обязанностей производителей, импортеров и дистрибьюторов, которые работают на рынке потребительских товаров.
• Будет улучшена прослеживаемость потребительских товаров в разрезе всей цепочки поставок, что позволит добиться увеличения скорости и эффективности реагирования на проблемы в области безопасности товаров (например, при отзыве продукции).
• По всей территории Евросоюза будет усилен анализ и контроль рисков, связанных с определенным типом продуктов. Это позволит ускорить ввод торговых ограничений для небезопасных товаров – вплоть до полного их запрета.
• Будут упрощены процедуры, касающиеся уведомления о наличии в торговом обороте опасных продуктов. Новый механизм будет основан на Службе быстрого оповещения (Rapid Alert Information System; RAPEX) и Информационно-коммуникационной системе для надзора за рынком (Information and Communication System for Market Surveillance; ICSMS).

Как изменится механизм надзора за рынком?

Органы надзора за рынком в государствах-членах ЕС будет делиться между собой более подробной информацией, а также оказывать друг другу поддержку. Данные о национальных правилах, правоохранительной деятельности и практике деловых отношений, будут периодически группироваться и направляться на хранение с помощью соответствующих IT-инструментов, позволяющих заинтересованным сторонам с легкостью получить к ним доступ при необходимости. Будут определены и устранены все расхождения в нормативных документах. Кроме того, будут определены конкретные потребности участников рынка, после чего им будет предоставлена техническая помощь.

Конечной целью в данном случае является разработка общего для всех государств-членов ЕС механизма выявления и оценки рисков. Работа по надзору за рынком станет более скоординированной, а совместные действия разных стран будут способствовать повышению эффективности. Объединение ресурсов обернется устранением дублирования в работе компетентных органов. Обмен информацией приведет к интенсификации распространения передового опыта среди частных лиц, компаний и госорганов. Предполагается, что в будущем будут устранены все "безопасные гавани" для небезопасных продуктов.

Какие новые обязательства появятся у производителей и импортеров?

Производители и импортеры, как и прежде, будут нести ответственность за безопасность размещаемых ими на рынке товаров. Им будет предложено предоставить соответствующую информацию о продукте, обеспечивающую его идентификацию и прослеживаемость, включая информацию о происхождении продукта. Данные о происхождении товара будут дополнять основные требования к прослеживаемости относительно наименования и адреса изготовителя. В частности, указание страны происхождения поможет определить фактическое место производства товаров в случаях, когда с производителем невозможно связаться или указанный адрес отличается от фактического места производства. Такая информация может облегчить задачу органов надзора за рынком и налаживание контактов с властями страны происхождения в рамках последующего двустороннего и многостороннего сотрудничества в области разработки мер по обеспечению безопасности товаров.

Какие новые обязанности появятся у дистрибьюторов?

Дистрибьюторы (например, предприятия из сферы оптовой и розничной торговли) будут обязаны удостовериться в том, что производитель или импортер должным образом провел маркировку товаров, прежде чем предлагать товары своим клиентам или выпускать их в продажу в своих магазинах.

Каким образом будет упрощено законодательство?

Предложение по правилам надзора за рынком предполагает отказ от выделения различий между потребительской продукцией и профессиональными товарами. Кроме того, будет устранена практика выделения различий между продуктами, оборот которых регулируют гармонизированные нормы, и продуктами, чей оборот регулируется не прошедшими гармонизацию нормами, за исключением случаев, когда это неизбежно при применении определенных положений законодательных актов. Новые правила будут в максимально возможной степени одинаково применимы ко всем непродовольственным товарам.

Каким образом новый закон станет доступнее и удобнее?

Нововведения позволят организовать весь процесс надзора за рынком предельно последовательным и хронологическим образом. Данный процесс будет представлять собой цепь событий, включая применение соответствующих аспектов правосудия на основе принципов естественного права, публикацию информации и оповещений на каждом этапе процедуры и т.д. Такой подход существенно улучшает доступность, прозрачность и удобство законодательства, и, следовательно, его эффективность.
Поделиться с друзьями!

Подписка
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать новости