Сейчас на планете насчитывается около 0,9 млн. функционирующих лифтов. Причем местом размещения большинства подобных устройств выступают мегаполисы. Например, в одном-единственном Нью-Йорке насчитывается 84 тыс. лифтов! Иными словами, практически каждый десятый лифт базируется в данном мегаполисе.
Учитывая вышесказанное, нет ничего удивительного в том, что американские инженеры находятся на переднем крае прогресса в сфере лифтостроения. Местные специалисты по разработке добровольных основанных на консенсусе стандартов не отстают.
Например, Американский институт инженеров-механиков (American Society of Mechanical Engineers; ASME) недавно обновил тематический документ ASME A17.2-2020 "Руководство по инспектированию и осмотру лифтов, эскалаторов и траволаторов (движущихся дорожек)". Документ получил широкое распространение как в Северной Америке, так и за пределами данного континента.
Подробнее о стандарте ASME A17.2-2020 на тему осмотра лифтов
Квалифицированные инспекторы обладают необходимыми знаниями и опытом, чтобы распознать потенциальные недостатки / проблемы лифтового оборудования и при необходимости устранить их. Но специалистам нужно подспорье.Добровольный основанный на консенсусе стандарт ASME A17.2-2020 представляет собой руководство по процедурам проверки и испытаний электрических и гидравлических лифтов, эскалаторов и движущихся дорожек. Полный перечень механизмов и системы, охватываемых документом, приводится в подзаголовке:
"Охватывает процедуры проверки лифтов с электрическим приводом и лифтов с барабанной лебёдкой, лифтов с гидравлическим подъемником (выжимные), наклонных подъёмников, лифтов ограниченного применения / назначения, лифтов для частных жилых помещений, эскалаторов, движущихся дорожек (траволаторов / пассажирских конвейеров) и транспортёров-подъёмников".
ASME A17.2-2020 помогает квалифицированным инспекторам самостоятельно проводить текущие проверки, а также вести наблюдение за периодическим техническим освидетельствованием, приемочными проверками и испытаниями. Однако данный документ не позиционируется в качестве основы для мер государственного регулирования и не содержит никакой информации касательно восстановления оборудования после нарушений работоспособности.
Изменения в обновленной версии ASME A17.2
ASME A17.2-2020 - восьмое издание руководства по осмотрам лифтов. Текст актуализированного в очередной раз документа претерпел множество изменений по сравнению с предыдущей версией, увидевшей свет в 2017. Перечень важнейших изменений включает:- Руководство было расширено, чтобы охватить проверку транспортёров-подъёмников. В документ добавлены пять новых разделов:
- Часть 12, «Транспортёр-подъёмник - Кабина»;
- Часть 13, «Транспортёр-подъёмник - Машинное отделение, аппаратная, пост управления и контроля»;
- Часть 14, «Транспортёр-подъёмник – Верхняя часть кабины»;
- Часть 15, «Транспортёр-подъёмник – Наружный люк подъёмника»;
- Часть 16, «Транспортёр-подъёмник - Колодец (нижняя часть шахты) лифта»;
- Добавлено руководство по проверке механизмов повторного открывания дверей;
- Добавлен контрольный список, используемый при приемке системы аварийного электропитания;
- Уточнена информация о получении доступа в машинные отделения;
- Добавлена таблица 4.2.1-1, «Максимально допустимый проем для двери или ворот лифтовой шахты (на этаже) в закрытом положении»;
- Добавлена информация о периодическом осмотре лифтового оборудования в общественных местах;
- Появилось новое необязательное приложение J, озаглавленное «Контрольный список приемки системы резервного / аварийного электропитания».
Прочие стандарты из серии ASME A17 по теме безопасности лифтов
Процедуры, охватываемые ASME A17.2-2020, разрабатывались с прицелом на обеспечение соответствия требованиям пары других релевантных стандартов, входящих в серию ASME A17. Речь о следующих документах:- ASME A17.1-2019: "Правила техники безопасности для лифтов и эскалаторов";
- ASME A17.3-2017: "Правила техники безопасности для эксплуатируемых лифтов и эскалаторов".