г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19,
БЦ "Omega Plaza", 3й эт., оф. №3024-3

Безопасность оборудования в центре внимания создателей международных стандартов

Опубликовано: 12.12.2013

Обновлено: 14.07.2016


Новая инициатива европейских чиновников может обернуться значительными изменениями добровольных международных стандартов на основе консенсуса, касающихся обеспечения надлежащего уровня обзорности с рабочего места операторов промышленных машин. По мнению экспертов, наметившиеся нововведения будут иметь далеко идущие последствия для производителей подобной продукции.

Безопасность машин и прочего промышленного оборудования всегда являлась ключевым направлением их улучшения производителям – производительность, стоимость, экономичность, надежность и долговечность можно со всей уверенностью называть второстепенными факторами по сравнению с безопасностью.

С момента появления в ЕС единого рынка и унифицированного законодательства, регулирующего деятельность субъектов этого рынка, безопасность машин промышленного оборудования обеспечивалась с помощью Директивы по машинам, механизмам и оборудованию (2006/42/EC).

Требование к обеспечению надлежащего уровня обзорности с рабочего места операторов промышленных машин в директиве были оговорены следующим образом: "Обзорность с места оператора должна быть достаточной для того, чтобы последний мог в полной безопасности для себя и окружающих управлять машиной и ее инструментами в границах предсказуемых эксплуатационных условий. В случае необходимости должны быть обеспечены соответствующие устройства для устранения опасности в связи с недостаточной прямой видимостью".

Так вот момент "в полной безопасности", оказался крайне спорным.

Множество моментов требуют пояснений

Поскольку разработанная европейскими чиновниками директива охватывает все промышленные машины – от гигантских автомобильных прессов до соковыжималок – в ней недостаточно конкретики по поводу интерпретации вышеназванной спорной фразы применительно к различным машинам, значительно отличающимся друг от друга (как мини-экскаватор и 300-тонный самосвал).

Поэтому заинтересованные стороны используют для оценки уровня обзорности с рабочего места операторов промышленных машин стандарты различных международных организаций. Наибольшей популярностью в данной области пользуются разработки Международной организации по стандартизации (International Standards Organisation; ISO).

К настоявшему моменту специалисты ISO подготовили множество стандартов, охватывающих процедуры обеспечения безопасности промышленных машин, но интересующий нас момент лучше всего отражен в документе ISO 5006-2006 “Машины землеройные - Поле обзора оператора - Метод испытания и критерии функционирования”.

Самая свежая версия этого стандарта датирована 2006 годом, поэтому документ уже успел частично утратить актуальность. Следует отметить, что при работе над этим документом экспертами ISO были рассмотрены различные технологические средства для обнаружения препятствий и людей, но специалисты решили, что на тот момент они не были достаточно развиты для внедрения в стандарт. Поэтому было решено ограничиться прямой видимостью с рабочего места и использованием для расширения обзорности обычных зеркал.

При этом сегодня на многих промышленных машинах можно обнаружить зеркала заднего вида типа "рыбий глаз" (сферической отражение) и комплекты видеокамера / монитор, которые производители и операторы устанавливают по собственной инициативе без использования соответствующих руководящих принципов, оговоренных в соответствующем международном стандарте.

Инициатива одного человека все изменила

Обновление стандарта ISO 5006 стартовало в 2010 году благодаря одному-единственному человеку. Обычный немецкий обыватель Руди Клеменс направили в Европейский парламент петицию, в которой он подробно описал все недостатки данного стандарта. Клеменс утверждал, что документ ISO не был достаточно эффективен в плане устранения риска несчастных случаев по вине мертвых зон (область, невидимая в нормальных условиях).

Первоначально Европейская комиссия ответила отсылкой к тексту вышеназванной директивы, требующей разделение транспортного потока и пешеходов на строительных площадках, что позволяло бы избежать описанного выше сценария развития событий, но в ходе дальнейшего изучения эксперты пришли к выводу, что стандарт ISO на самом деле недостаточно эффективен и требует доработки. В последующем представители Еврокомиссии уведомили об этом руководство соответствующего технического комитета Международной организации по стандартизации.

Что дальше?

Строго говоря, разработчики стандарта ISO должны привести текст документа в соответствие директиве 2006/42/EC (речь о той самой фразе "в полной безопасности"). При этом специалисты также должны будут внедрить в документ рекомендации касательно передовых технических средств повышения обзорности. Последний момент связан с реальными рисками: клиенты и европейские чиновники, непременно, захотят увидеть в стандарте новые рекомендации касательно установки на машинах видеокамер, независимо от того, насколько последние эффективны.

Поделиться с друзьями!

Подписка
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать новости