г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19,
БЦ "Omega Plaza", 3й эт., оф. №3024-3

ASTM International пересмотрела стандарт на биотопливо для реактивных двигателей

Опубликовано: 04.02.2015

Обновлено: 14.07.2016


Специалисты международной организации ASTM International завершили процесс пересмотра добровольного международного стандарта на основе консенсуса ASTM D1655 "Стандартные спецификации на топливо для авиационных турбин". Документ D1655 на протяжении десятилетий использовался членами авиационной индустрии, чтобы обеспечить контроль качества и надежное распределение авиатоплива. Сообщается, что после внесения ряда доработок международный стандарт был благополучно адаптирован к текущим реалиям мирового рынка топлива для воздушных судов с реактивными двигателями. Речь среди прочего идет о добавлении в его текст описания актуальных критериев выбора биодизеля, так как данное топливо все чаще рассматривается крупными компаниями в качестве более удачной альтернативы традиционным аналогам ввиду высокой экологичности и относительной низкой стоимости. 

Тем не менее, биодизелные смеси, которые могут использоваться в качестве топлива для реактивных двигателей, характеризуются высоким процентным содержанием метиловых эфиров жирных кислот (Fatty Acid Methyl Ester; FAME). Процесс производства биодизельного топлива в целом сводится к добавлению к стандартному дизтопливу FAME, получаемых преимущественно из растительного масла, животных жиров и отработанного масла (к примеру, из фритюрниц предприятий общепита) путем обработки с использованием метилового спирта и щелочи. Особенности технологии производства FAME не позволяют получать данный продукт в чистом виде: в нем всегда присутствуют примеси в виде метанола, глицерина, жиров твердых частиц, воды и мыла. 

Из-за высокого содержания подобных примесей может наблюдаться засорение топливных фильтров воздушных судов. В их двигателях могут формироваться отложения. Не исключены и другие проблемы. Именно поэтом биодизелные смеси должны использоваться исключительно при заправке соответствующим образом доработанных самолетов. 

Эксперты отмечают, что в последнее время  биодизелные смеси чаще всего транспортируются и распределяются с использованием стандартных систем (например, цистерн, трубопроводов и т.д.). При транспортировке биодизельной смеси через стандартную систему распределения топлива в аэропорту существует вероятность того, что оставшиеся после нее примеси могут ухудшить качество стандартного топлива. В итоге концентрация примесей в стандартном топливе, которым заправляется конкретный самолет, будет выше ожидаемой, что может привести к поломке ключевых элементов воздушного судна. Пересмотренный стандарт D1655 среди прочего содержит рекомендации по устранению этой проблемы.

Следует отметить, что на первоначальном этапе внедрения биодизелных смесей на рынке топлива для реактивных авиадвигателей регулирующие органы старались поддерживать минимальный уровень примесей, обязывая производителей и продавцов топлива использовать дорогие фильтрующие системы и иные механизмы. Тем не менее, из-за связанных с этим требованием расходов, а также ввиду роста присутствия биотоплива на мировом рынке, отраслевые эксперты пришли к выводу о возможности увеличения уровня допустимой концентрации примесей в биодизельном топливе для реактивных двигателей без ущерба для безопасности. В результате в пересмотренном стандарте D1655 уровень допустимой концентрации FAME в топливе для реактивных двигателей был увеличен с 5 частей на миллион до 50 частей на миллион (пропорционально выросла и доля примесей).

Добровольный международный стандарт на основе консенсуса ASTM D1655 был разработан и активно улучшается специалистами подкомитетов D02.J0 "Авиационное топливо" и D02.J0.01 "Технические характеристики топлива для реактивных двигателей" в составе технического комитета D02 "Нефтепродукты, жидкие топлива и смазочные материалы" организации ASTM International. 

В ходе очередного пересмотра этого документа специалисты использовали результаты исследования рабочей группы EI-JIP (Joint Industry Program on FAME или Совместная отраслевая программа по FAME). Исследование продемонстрировало, что при концентрации метиловых эфиров жирных кислот в топливе на уровне 100 мг / кг и ниже не наблюдается снижение безопасности полетов воздушных судов. Какое-либо негативное влияние на нормальную их работу также отсутствует. Участник исследования, сотрудник Exxon Mobil и член ASTM International Дэвид Дж Абдалла отметил, что заметное негативное влияние наблюдалось лишь по достижении концентрации FAME в биодизельном топливе на уровне в 400 частей на миллион и выше. Абдалла не исключил, что в перспективе стандарт ASTM D1655 может быть еще раз пересмотрен, при этом планка допустимой концентрации FAME в топливе для реактивных двигателей будет поднята уже до 100 частей на миллион.

Поделиться с друзьями!

Теги: FAME топливо самолет реактивное топливо стандарты на топливо ASTM биодизель


Подписка
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать новости