г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19,
БЦ "Omega Plaza", 3й эт., оф. №3024-3

Как международные стандарты МЭК повышают экологичность судоходной отрасли

Опубликовано: 01.03.2019

Обновлено: 01.03.2019


  • Как международные стандарты МЭК повышают экологичность судоходной отрасли
Утверждение о том, что судоходная отрасль находится далеко не на переднем крае технологического развития, является не совсем верным. Другие отрасли транспорта, как правило, считаются более технологически продвинутыми и менее консервативными. Но на самом деле морской транспорт движется в ногу со временем и готовится к будущему, в котором экологически чистые корабли и автономное судоходство станут нормой. 

Ускорить появление соответствующих технологий должны добровольные основанные на консенсусе стандарты от Международной электротехнической комиссии (International Electrotechnical Commission; IEC; МЭК). 

Сокращение вредных выбросов

В 2018 году Международная морская организация (International Maritime Organization; IMO) представила стратегию по сокращению вдвое выбросов парниковых газов в результате международных перевозок по воде к 2050 году. Растущее использование электричества на кораблях и в портах должно помочь судоходной отрасли добиться этой цели. 

Штабелеры и вилочные погрузчики, используемые для разгрузки товаров с судов и погрузки товаров на корабли, все чаще приводятся в движение с помощью электромоторов, которые получают питание от аккумуляторных батарей, или гибридных систем, сочетающих в себе аккумуляторные батареи и дизельное топливо, газ или бензин, а также технологию топливных элементов.

Все больше электроэнергии также потребляется и для перемещения самих судов, поскольку они полагаются на гибридные системы, использующие не только стандартные топливные двигатели, но и аккумуляторные батареи и даже топливные элементы. 

Полностью электрические корабли больше не являются чем-то экстраординарным. Ряд барж и паромов уже используют аккумуляторы для обеспечения тяги. Некоторые коммерческие суда также применяют этот метод для перемещения на короткие расстояния. 

Поскольку технология производства аккумуляторных батарей постепенно улучшается, заплывы транспортных судов на более дальние расстояния с помощью электричества вскоре должны стать обыденностью. 

Во время стоянок судов у причала теперь используют современные механизмы подачи  электроэнергии на корабли с берега в порту (cold ironing) для организации электропитания основных систем вместо того, чтобы поддерживать их работу за счет дизельных двигателей, размещаемых на таких судах. 

Множество международных стандартов МЭК играют решающую роль в этом процессе, помогая судам полагаться на большее количество электрических устройств и активнее использовать электроэнергию. 

Например, технический комитет (ТК) 21, действующий в составе МЭК, публикует стандарты на тяговые батареи, включая спецификации безопасности для этих батарей, в то время как технический комитет МЭК ТК 105 выпускает стандарты, касающиеся технологии топливных элементов. 

Технический комитет МЭК ТК 23 опубликовал два стандарта на силовые соединения между судном и портом: МЭК 62613-1:2011 "Вилки, розетки и соединители для систем высоковольтного соединения с берегом - Часть 1: Общие требования" и МЭК 62613-2:2016 "Вилки, розетки и соединители для систем высоковольтного соединения с берегом – Часть 2: Требования к взаимозаменяемости и совместимости размеров для принадлежностей, используемых на судах различных типов".

Технический комитет МЭК ТК 18, сфера деятельности которого охватывает электроустановки для судов, а также для мобильных и стационарных морских установок, разрабатывает стандарты, применимые ко всем электрическим и электронным устройствам, используемым в морском транспорте.

И последнее, но не менее важное: технический комитет МЭК ТК 80 выпускает стандарты на глобальные морские системы связи при бедствии для обеспечения безопасности (Global Maritime Distress and Safety System; GMDSS; ГМССБ). Речь о согласованных на международном уровне наборах процедур безопасности, которые облегчают спасение судна, терпящего бедствие.

Увеличенная автономность и использование роботов

В то время как полностью автономные корабли пока еще не стали обыденностью, бортовые системы современных судов все чаще в значительной степени управляются компьютерами. Рутинные задачи постепенно автоматизируются. Датчики используются для предоставления информации о приливе, течениях и уровнях температуры, а также могут применяться для включения аварийных сигналов и функций безопасности оборудования.

Искусственный интеллект (ИИ) помогает капитанам и экипажам принимать важные решения, снижая риск человеческих ошибок. Например, были разработаны роботы на базе ИИ для проверки корпуса судов под водой, способные обнаруживать повреждения. 

Роботы теперь также используются для очистки поверхности воды от разливов нефти, всасывая загрязненную воду, фильтруют ее и отправляя чистую H2O обратно в море. Опять же, многочисленные стандарты МЭК открывают путь к использованию этих технологий. 

Например, технический комитет МЭК ТК 47 готовит стандарты, относящиеся к полупроводниковым приборам, которые позволяют разрабатывать, изготавливать и использовать датчики для подобных роботов.

Поделиться с друзьями!

Теги: МЭК IMO окружающая среда топливные элементы безопасность IEC искусственный интеллект ГМССБ транспорт судоходство GMDSS МЭК 62613-1 МЭК 62613-2


Подписка
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать новости