30 марта 2020 г. официально опубликовано постановление Правительства РФ № 348 от 27 марта 2020 г., которым утвержден план проведения эксперимента в нашей стране по маркировке питьевой упакованной воды средствами идентификации.
Эксперимент проводится с 1 апреля 2020 г. по 1 марта 2021 г. в отношении продукции из группы кодов ТН ВЭД ЕАЭС 2201, куда входит вода природная или искусственная минеральная, газированная, без сахара или иных подсластителей, а также прочих вкусо-ароматических веществ, лед и снег.
Ответственными за проведение эксперимента назначены следующие ведомства: Минпромторг, Минсельхоз, Минэкономразвития, Минприроды, Минкомсвязи, ФНС, ФТС, Роспотребнадзор, Росаккредитация и ФСБ. Оператором маркировки назначается Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Стоит отметить, что рекомендации по порядку осуществления экспериментальной маркировке должны быть подготовлены до 15 июля 2020 г. Минпромторгом и Минсельхозом.
Важность внедрения маркировки средствами идентификации заключается в том, что такой инструмент является одним из наиболее эффективным в обеспечении безопасности пищевой продукции и напитков. Это основной рычаг борьбы с фальсификатом и контрафактом.
ЦРПТ вовсю ведет подготовительную работу для проведения эксперимента в срок: сформированы рабочие группы, куда помимо ответственных ведомств вошли и представители производителей. Кроме того, около трети предприятий уже провели первичные обследования производственных площадок для оценки применимости различных технологических решений.
На заметку! В соответствии с постановлением Правительства РФ № 515 от 26 апреля 2019 г. утверждены правила маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. В 2019 г. порядок заработал в отношении табачной продукции, парфюмерии, шин и пневматических покрышек, фотокамер и ламп-вспышек, а также 5 групп товаров легпрома. 1 июня 2020 г. требования вступят в силу в отношении молочной продукции, а 1 июля – лекарственных средств.
Маркировка выполняется непосредственно на упаковку (товарный ярлык) и представляет собой считываемый двухмерный код, передающий детальные сведения о продукте:
-
наименование;
-
изготовитель;
-
дата, время и место выпуска.
В планах нашей страны уже к 2024 г. сформировать единую национальную систему маркировки и прослеживания товаров.