12 февраля 2021 г. на официальном сайте Роспотребнадзора были опубликованы рекомендации потребителям по выбору парфюмерно-косметической продукции.
Рекомендации включают в себя 8 пунктов:
-
Внешний вид упаковки.
-
Маркировка продукции.
-
Наличие разрешительных документов.
-
Легальность продукции.
-
Тест продукции до покупки.
-
Осмотр самой продукции.
-
Выбор места покупки.
-
Дистанционная покупка.
Упаковка продукции
Обращайте внимание на то, какой внешний вид имеет упаковка. Она должна быть без повреждений, нанесенная на ней информация должна быть четкой и легкочитаемой. Буквы, залитые тоном, не должны размазываться. Упаковка должна сохранять парфюмерно-косметические средства в целостности.
Кроме того, именно на упаковку выносятся важные обязательные сведения о продукте – маркировка. И это пункт № 2 в списке.
Обязательная маркировка продукции
Маркировка парфюмерии и косметики должна соответствовать требованиям ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции». К обязательным сведениям для потребителей относятся:
-
наименование товара;
-
назначение товара (детские средства должны иметь соответствующую пометку);
-
наименование производителя и его адрес;
-
страна происхождения товара;
-
наименование и адрес организации, принимающей претензии;
-
номинальный объем/масса или количество;
-
срок годности;
-
описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных;
-
номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию товаров;
-
способа применения товара;
-
состав.
При необходимости в маркировку также выносятся особые меры предосторожности, например, предупреждения.
Подтверждением того, что продукция прошла все необходимые испытания и на нее оформлен разрешительный документ, является наличие в маркировке обязательного знака ЕАС. Так мы плавно подходим к пункту № 3 списка.
Свидетельство о госрегистрации или декларация о соответствии парфюмерно-косметической продукции
Потребитель имеет право запросить у продавца документы, подтверждающие безопасность приобретаемой продукции. Для парфюмерно-косметических средств такими документами являются свидетельство о государственной регистрации или декларация о соответствии. Вид документа зависит от типа и назначения продукции.
Форма оценки соответствия определена в самом ТР ТС 009/2011, а также подробный перечень с указанием кодов ТН ВЭД ЕАЭС утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 12 от 31 января 2013 г.
Так, детские парфюмерно-косметические средства подлежат прохождению госрегистрации: духи, туалетная вода, душистая вода, средства для макияжа и т. д. Аналогичная продукция для взрослых попадает под декларирование.
Проверка сведений по QR-коду
На основании постановления Правительства РФ № 1957 от 31 декабря 2019 г., с 1 октября 2020 г. была введена обязательная маркировка парфюмерно-косметических товаров средствами идентификации. С этого момента все производимые товары должны быть зарегистрированы в системе «Честный знак».
На упаковке парфюмерно-косметической продукции должен быть указан QR-код, при распознавании которого с помощью приложения «Честный знак» покупатель получает все необходимые сведения о товаре, включая наличие разрешительной документации.
Система помогает самостоятельно проверить легальность выпускаемой продукции.
Обращаем внимание, что у производителей есть переходный период до 30 сентября 2021 г., когда можно распродавать немаркированные остатки товаров, произведенных или ввезенных в нашу страну до 1 октября 2020 г.
До 1 апреля 2021 г. есть возможность реализовывать наборы, в которых имеются парфюмерно-косметические средства, без QR-кода и внесения сведений в систему.
Тестирование до покупки
При покупке товаров непосредственно в магазинах, у потребителя есть возможность воспользоваться тестерами парфюмерии и косметики. Обязательно пользуйтесь такой возможностью. Так можно оценить аромат парфюма после распыления или, например, точно подобрать нужный тон корректора.
Важно! Тестеры не следует наносить на глаза или губы, это может быть не безопасно. Достаточно протестировать средство на тыльной стороне ладони. При этом лучше всего для взятия продукции использовать ватные диски или палочки.
Определятся с покупкой нужно не спеша, хорошо взвесив все «за» и «против», потому что парфюмерно-косметические средства надлежащего качества не подлежат возврату после покупки. Это закреплено ст. 25 закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г.
Проверка товара после покупки
Убедиться в том, что приобретенная продукция новая поможет защитная пленка. Кроме того, когда речь идет о парфюмерии с пульверизатором, первые два распыления должны быть холостыми, без своего содержимого.
Выбор магазинов
Отдавайте предпочтение зарекомендовавшим себя магазинам, где указаны достоверные сведения об организации (продавце), адресе и режиме работы.
Покупка товара «с рук» грозит причинением вреда здоровью, потере финансов и испорченному настроению.
Покупка парфюмерии и косметики через интернет
Законодательством нашей страны в области защиты прав потребителей закреплена обязанность продавца указывать полное фирменное наименование организации (ФИО для индивидуального предпринимателя), основной государственный регистрационный номер, адрес и место нахождения, адрес электронной почты и номер телефона.
Эта информация должна быть размещена на сайте продавца также, как и полное описание самой продукции.
Добросовестные продавцы дополнительно ссылаются на скан-копии разрешительных документов.