В рамках «Недели российского ритейла 2023», которая проходила при участии Росаккредитации, состоялась дискуссия на предмет контроля безопасности продукции, выпущенной в обращение.
Ключевым вопросом стала взаимосвязь маркировки товаров с разрешительными документами об оценке соответствия. Сейчас реестры ФГИС Росаккредитации насчитывают около 4 млн сертификатов и деклараций. Из этого числа примерно 250 тыс. документов оформлены на продукцию, которая попадает под обязательную маркировку. Проблема заключается в том, что однозначность идентификации товара и его соотнесение с конкретным разрешительным документом затрудняет множество разных систем учета и наименования товаров: классификаторы ТН ВЭД ЕАЭС, ОКПД 2 и т. д. Кроме того, различия действуют и в самих технических регламентах, каталогах маркетплейсов, системе «Честный знак». Одним из наглядных примеров такого разного подхода служат обычные сушки. На полках магазина они классифицируются по КТРУ, как «изделие бараночное», в то же время по ОКПД2 – это «изделие хлебобулочное бараночное», по ТН ВЭД ЕАЭС – «прочие гренки и аналогичные обжаренные продукты», а если заглянуть в ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», то мы увидим формулировку «Изделие хлебобулочное с низким содержанием воды».
Решение проблемы было найдено через код GTIN: в системе «Честный знак» разработали сервис привязки товара к документу об оценке соответствия из реестров Росаккредитации. Новый сервис также позволяет проводить синхронизацию изменения статуса разрешительных документов. Это позволит вовремя пресечь попадание в оборот товаров, сертификаты и декларации, на которые были приостановлены.
В скором будущем систему «Честный знак» ждут еще обновления. Запланировано, что там появится возможность потребителям оставлять жалобу на небезопасный товар. Поступившие обращения будут обрабатываться контролирующими органами власти, а также органами по сертификации и Росаккредитацией. В итоге будет приниматься решение о прекращении действия сертификатов и деклараций в случае выявления нарушений.