г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19,
БЦ "Omega Plaza", 3й эт., оф. №3024-3

Минпромторг предложил внести правки в критерии включения аккредитованных лиц в единый реестр

Опубликовано: 10.03.2021

Обновлено: 10.03.2021


  • Минпромторг предложил внести правки в критерии включения аккредитованных лиц в единый реестр

4 марта 2021 г. заместитель министра Минпромторга направил письмо статс-секретарю – заместителю министра Минэкономразвития о пересмотре критериев включения аккредитованных лиц в единый реестр.

Речь идет о критериях оценки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1236 от 21 сентября 2019 г.

Минпромторг совместно с представителями отраслевых сообществ провел анализ информации о затруднениях, связанных с прекращением работ по оценке соответствия аккредитованными лицами, в том числе по ранее начатым длительным испытаниям непрерывного цикла. В результате чего был выявлен ряд несоответствий критериев оценки, установленных постановлением № 1236, порядку включения аккредитованных органов по оценке соответствия (в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий) в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также его формирования и ведения, который был принят решением Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) № 100 от 5 декабря 2018 г.

Предлагаемые правки касаются 11 пунктов критериев возможности работы аккредитованного лица в области обязательной оценки соответствия продукции требованиям прав ЕАЭС. Документ изложен в форме таблицы с указанием пунктов действующей редакции, предлагаемых изменений и их обоснований.

Требования к образованию

В действующей редакции критериев установлено, что руководитель органа по сертификации, руководитель испытательной лаборатории, а также их заместители должны иметь высшее образование по специальности и/или направлению подготовки, соответствующее всей области аккредитации или ее части. Опыт работы в области оценки соответствия должен составлять не менее 5 лет. При этом учитывается опыт работы в течение 10 лет до момента подачи заявления на включение в единый реестр (п. 1).

Предложения по пересмотру данного пункта заключаются в возможности учитывать наличие у руководителя органа по сертификации дополнительного профессионального образования в объеме не менее 250 часов по программам в следующих областях:

  • стандартизация;
  • сертификация;

  • управление качеством;

  • товароведение.

В отношении руководителя испытательной лаборатории и его заместителей, а также опыта работы аккредитованных лиц изменений не предусмотрено.

Наличие нарушений в ходе работ по оценке соответствия

Этот блок насчитывает сразу три пункта, по которым предлагаются изменения. Первый из них касается пересмотра требований об отсутствии в течение трех последний лет фактов нарушений аккредитованных лиц (п. 3). Нарушения рассматриваются по пунктам Кодекса об административных нарушениях (федеральный закон № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г.):

  1. Нарушения правил работ по сертификации (ст. 14.47).

  2. Представление недостоверных результатов испытаний (ст. 14.48).

  3. Нарушение требований об аккредитации в национальной системе аккредитации (ст. 14.60).

  4. Заведомо ложное заключение эксперта (ст. 19.26).

Положения действующей редакции не соответствуют критерию включения органов по сертификации в единый реестр, установленному решением № 100 (пп. д), п. 8), где рассматривается период за год. Именно в таком варианте предложено внести правки в действующие критерии.

Второй пункт, который касается нарушений среди аккредитованных лиц и персонала (п. 4), также предложено привести к единообразию с положениями решения № 100. Из действующей редакции рассматривается возможность исключить часть про отсутствие аккредитованных лиц, уклонившихся от госконтроля, а также направивших заявление о прекращении действия аккредитации в период проверки и т. д.

Еще один критерий по отсутствию случаев взаимодействия при выполнении работ по обязательной оценке соответствия с аккредитованными лицами, допустившими случаи массовой или систематической необоснованной выдачи разрешительных документов (п. 5), предложено уточнить в части указания только органа по сертификации. Это обусловлено тем, что именно орган по сертификации несет ответственность за работы, выполняемые субподрядными организациями (в данном случае испытательными лабораториями).

Требования к месту осуществления деятельности аккредитованных лиц

Критерий с требованием об отсутствии по адресу места осуществления деятельности аккредитованного лица иных аккредитованных лиц с аналогичной областью аккредитации предложено исключить (п. 6). Данный пункт не может быть реализован аккредитованными лицами, так как противоречит нормам Гражданского кодекса (ст. 1).

Наличие лицензий по подтверждению безопасного выполнения работ у аккредитованных лиц

Исключить предложено также критерий о наличии лицензий и иных прочих подтверждений по соответствию аккредитованного лица требованиям безопасного выполнения работ (п. 7). Такие документы должны проверяться в ходе аккредитации и подтверждения компетентности.

Недостоверная информация

Избыточным считается критерий об отсутствии в материалах на аккредитацию недостоверной или искаженной информации (п. 8). Обязательность достоверной информации закреплена приказом Росаккредитации № 1 от 9 января 2020 г.

Наличие аккредитованной испытательной лаборатории

По критерию о договоре органа по сертификации с аккредитованной испытательной лабораторией предлагается исключить обязательность заключения такого договора на срок не менее года (п. 9). Для оценки критерия важен сам факт наличия договора, а не его срок. У органов по сертификации есть право заключать разовые договоры на проведение испытаний.

Область аккредитации

В части требований к области аккредитации предложены изменения по двум пунктам критериев. Первый из них касается исключения требования о наличии в области аккредитации органа по сертификации всех схем по сертификации и декларированию, предусмотренных техрегламентами (п. 10). Согласно российскому законодательству в сфере аккредитации, область аккредитации органа по сертификации содержит объекты сертификации (продукцию), а не схемы оценки соответствия.

Исключить предлагается критерий о наличии в области аккредитации испытательной лаборатории не менее половины методов исследований и измерений, содержащихся в перечнях стандартов к техрегламентам (п. 11). Это объясняется тем, что отсутствует методология определения количества необходимых методик в области аккредитации лабораторий. Кроме того, нет самого метода подсчета количества методов исследований.

Финансовое обеспечение

Изменения предложены и в части критерия (п. 12), касающегося финансовых ресурсов для обеспечения выполнения в заявленном объеме работ по обязательной сертификации, в том числе для обеспечения ответственности перед заказчиками работ, а также ответственности за нарушение правил выполнения работ по сертификации. Минимальный размер уставного капитала в размере 2 млн. руб. предлагается заменить на договор страхования гражданской ответственности (страховой полис) с покрытием не менее 10 млн. руб. Основанием для замены служит тот факт, что уставный капитал не рассчитывается для реализации ответственности в связи со своей деятельностью. Исходя из мировой практики применения страховки, именно такая мера более действенна по сравнению с требованием о минимальной сумме уставного капитала.

Аналогичные меры предложено ввести и для испытательных лабораторий.

Изменения предложено рассмотреть на заседании Межведомственного совета.

Ознакомиться с полным текстом письма можно здесь.

Поделиться с друзьями!

Теги: критерии аккредитации требования к органам по сертификации требования к испытательным лабораториям


Подписка
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать новости