г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19,
БЦ "Omega Plaza", 3й эт., оф. №3024-3

«Черная пятница»: Исключение из Национальной части Единого реестра аккредитованных лиц по оценке соответствия

Опубликовано: 12.11.2020

Обновлено: 12.11.2020


  • «Черная пятница»: Исключение из Национальной части Единого реестра аккредитованных лиц по оценке соответствия

По результатам заседания Межведомственного совета национальной инфраструктуры качества более 180 аккредитованных лиц (АЛ) были исключены из Национальной части единого реестра (НЧ ЕР) органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза. Среди них по нашим данным: ИЦ "ПИТОН" АО "НПО Стеклопластик" (РОСС RU.0001.21АЮ24); ООО "ЧЦИ" (RA.RU.21НК48); ООО "ЦЭТИ" (RA.RU.21НС66); ООО "ЭКСИЛЕНС" (RA.RU.21НМ37); ООО "Инновационные решения" (РОСС RU.0001.21АВ90); ООО "Фаворит" (RA.RU.21НМ82); АО "ЦС "Композит-Тест" (RA.RU.21АЮ48), ИЛ СИЗ ООО "МОНИТОРИНГ" (RA.RU.21СЗ40), ИЦ "Политест" АНО по сертификации "Электросерт (RA.RU.21АД12); ООО "ТестСертифико" (RA.RU.21ТС05) и многие другие.

Анализируя список исключенных аккредитованных лиц по пунктам критериев оценки Межведомственным советом национальной инфраструктуры качества возможности работы аккредитованного лица в области обязательной оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям права Евразийского экономического союза, можно сказать, что из них 117 случаев- это исключение по п.1 критериев оценки - несоответствие высшего образования. Этот критерий очень неочевидный, так как нет утвержденных списков соответствия допустимых специальностей и квалификаций высшего образования областям аккредитации АЛ. И если наличие в руководителях АЛ лиц с высшим образованием по направлениям экономика, юриспруденция и подобным действительно может трактоваться как несоответствие п. 1 Критериев оценки, то наличие инженерного образования требует глубокого изучения предоставленных материалов об образовании на предмет изученных дисциплин, а также сведений о дополнительном образовании и переподготовке. По всей видимости заключения о соответствии образования делались формально, а Межведомственная комиссия не изучала «дело» каждого аккредитованного лица. Увы!

При этом, стоит отметить, что многие из исключенных аккредитованных лиц давно работают в области сертификации, неоднократно проходили все плановые проверки Росаккредитацией и не получали замечаний к Руководителям ОС и ИЛ в части несоответствия их высшего образования.

15 случаев исключения АЛ из НЧ ЕР получили за несоответствие п.8 Критериев (недостоверные сведения). Это самый неочевидный критерий. И у каждого исключенного по этому пункту критериев «своя история», потому что проверявшие (или принимавшие решения) сопоставляли данные из комплектов документов, предоставленных АЛ в Росаккредитацию до 1 марта 2020 года, как это требовалось по Постановлению Правительства РФ № 1236 от 21 сентября 2019 года, с данными, имевшимися в личных кабинетах реестра АЛ на дату рассмотрения документов, что происходило, по нашим предположениям, уже в летне-осенний период! Понятно же, что любое работающее АЛ за такое время может сделать изменения в своей структуре, например, допустить сотрудника к сертификационным испытаниям после прохождения испытательного срока и внутренней аттестации, о чем оно обязано сделать изменения в личном кабинете реестра. Если судить здраво, то можно ли такое АЛ исключить из НЧ ЕР за такое псевдонарушение?

Так же 48 аккредитованных лиц были исключены по п.10 критериев оценки (область без сертификации ТР ТС), зафиксировано 24 факта деятельности Органов по сертификации без наличия уставного капитала в 2 млн руб. (п.12 критериев), по 6 нарушений обнаружено у лиц, в которых работают «недобросовестные» работники (п.4 Критериев оценки) и которые работали с «плохими» контрагентами (п.5 критериев), одно лицо исключили за наличие неоплаченного административного штрафа (п.3), одно лицо исключили за отсутствие собственной испытательной лаборатории или договора с аккредитованной лабораторией, включенной в Национальную часть. Последнее вообще любопытно. Попавшие «под нож» в «черную пятницу» лаборатории по идее представляют собой своеобразную угрозу остающимся еще пока в НЧ ЕР Органам по сертификации, т. к. последние имели с ними договорные отношения, «закрывающие» ту или иную часть области аккредитации Органа по сертификации, а потеря такой лабораторией участия в НЧ ЕР, делает договор с ней недействительным с точки зрения требований критериев по Постановлению Правительства РФ № 1236 от 21 сентября 2019 года .

А есть ли уверенность, что удачно прошедшие «сито» «черной пятницы» органы по сертификации не лишились в тот же интервал времени исключенных из НЧ ЕР лабораторий, которые им нужны по формальным признакам для участия в этой самой НЧ ЕР? Нет такой уверенности, так как эта сложная задача по перекрестному сопоставлению документов сотен АЛ требует массу времени в несколько итерационных заходов!

В сложившейся ситуации страдают не только аккредитованные лица, но и заявители (производители и импортеры), среди них есть крупные отечественные и зарубежные производители бытовой техники, промышленного оборудования и т.д.. Теперь им предстоит нести серьезные финансовые издержки в связи с повторной сертификацией и простоем грузов на таможне, отстаивать свои интересы в судах из-за искусственно организованной 6 ноября «черной пятницы» на рынке сертификации

Повторная сертификация - это дополнительная нагрузка на компании в непростое время действия карантинных мер в части предконтрактной работы по выбору аккредитованных лиц, к которым можно обратиться для прохождения процедуры сертификации, проверки компетентности и репутации таких компаний, повторная подача и регистрация заявок, повторный отбор образцов, повторный аудит состояния производства, повторная организация выезда экспертов и специалистов на место производства и место отбора образцов для испытаний, повторный ввоз образцов для проведения испытаний, дополнительные логистические расходы. Таким образом, появляются дополнительные затраты финансовые, человеческие, временные. В условиях непрогнозируемости решений Межведомственного совета, без уверенности в том, что выбранные Органы по сертификации и лаборатории, которые на дату выбора еще являлись частью НЧ ЕР, смогут успеть выполнить свою работу по проверке соответствия продукции установленным нормам до ближайшего заседания Межведомственного совета, где по ним может будет принято отрицательное решение, создаётся нервозная инвестиционная обстановка при реализации проектов: срываются намеченные сроки реализации проектов, компании вынуждены пересматривать уже заключенные договора, срываются сроки пуска в эксплуатацию оборудования.

Увы, пока нет официальных оперативных механизмов апелляции решений Межведомственного совета, поэтому единственный действенный способ по возвращению в НЧ ЕР ошибочно исключенных из него АЛ это повторная подача комплекта документов в Росаккредитацию, означающая ожидание около полугода, как минимум, решения своей судьбы. Надо ли говорить, что такой срок для большинства АЛ может означать медленную агонию перед смертью? Остается только надеяться, что здравый смысл и общественный резонанс возобладают и либо произойдет оперативная перепроверка материалов исключенных АЛ (лучше в режиме диалога) с вынесением справедливых решений, либо рассмотрение повторно поданных документов в приемлемый для отрасли срок. Надеемся на это!

Стоит отметить, что исключение АЛ из национальной части единого реестра не означает прекращение аккредитации. Все документы о подтверждении соответствия, выданные аккредитованными лицами до момента исключения из Национальной части единого реестра, действуют до окончания срока действия документа.


Поделиться с друзьями!

Подписка
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать новости