г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19,
БЦ "Omega Plaza", 2-й эт., оф. № 2040

2 августа 2014 г. начинают действовать три регламента Таможенного союза на ЖД транспорт

  • 01.08.2014

Начиная с завтрашнего дня, в силу вступают три специализированных технических регламента Таможенного союза на железнодорожный транспорт, а именно:

  • ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава»;
  • ТР ТС 002/2011 «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта»;
  • ТР ТС 003/2011 «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта».

Документы были приняты решением Комиссии Таможенного союза № 710 от 15 июля 2011 г. Этим же решением согласовано по два перечня межгосударственных стандартов для каждого регламента на требования и методы исследований.

Важно! В целях реализации программы по полноценному применению техрегламентов, в конце июля текущего года в Евразийской экономической комиссии начались публичные обсуждения проектов изменений к утвержденным перечням ГОСТов на ЖД транспорт.

В область регулирования ТР ТС 001/2011 входит производимый, в том числе модернизируемый, железнодорожный подвижной состав и его составные части. Перед выпуском в обращение необходимо пройти оценку соответствия по одной из форм, утвержденных в пункте 2 статьи 6 регламента:

  1. Сертификация.
  2. Декларирование соответствия.

Форма подтверждения соответствия зависит от самого типа устройств. Так, например, получить сертификата обязательно на изотермические, крытые вагоны, вагоны бункерного типа, железнодорожные транспортеры, воздухораспределители, компрессоры, тормозные диски, вагонные колесные пары и т. д. Полный перечень ЖД транспорта и его составных частей, подлежащих сертификации, приведен в приложениях № 2 и № 3.

Декларирование при этом предусмотрено только для отдельных видов составных частей ЖД транспорта, указанных в приложениях № 4 и № 5. К таким относятся:

  • автоматический стояночный тормоз;
  • башмаки магниторельсового тормоза;
  • рама тележки пассажирского вагона;
  • блокировка тормозов;
  • передний и задний упоры автосцепки;
  • противоюзное устройство и т. д.

ТР ТС 002/2011 распространяется на высокоскоростной железнодорожный транспорт. В зависимости от типа устройства также необходимо оформить либо сертификат, либо декларацию о соответствии (согласно статье 6 регламента).

Перечень продукции, подлежащей сертификации, указан в приложении № 3 к ТР ТС 002/2011, среди которой можно выделить клеммные болты для рельсовых скреплений железнодорожного пути, индуктивно проводные датчики, корпусы автосцепки, оси, рельсовое скрепление и т. д.

Перечень продукции, подлежащей декларированию, указан в приложениях № 4 и № 5. Например, гайки для болтов рельсовых стыков, гайки для закладных болтов рельсовых скреплений железнодорожного пути, различные кресла, блокировка тормозов и т. д.

Обращаем внимание на то, что до вступления в силу технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» оценка соответствия объектов инфраструктуры ЖД транспорта будет осуществляться в рамках требований национального законодательства государств-членов Таможенного союза, в нашей стране это система ГОСТ Р. Что установлено в подпункте 3.1 решения № 710. На данный момент проект документа прошел внутригосударственное согласование и готовится к принятию.

И, наконец, ТР ТС 003/2011 распространяется на инфраструктуру железнодорожного транспорта, в том числе общего и необщего пользования. В соответствии со статьей 6 регламента подтвердить безопасность продукции также необходимо путем прохождения сертификации или декларирования, в зависимости от ее типа.

В приложении № 3 к ТР ТС 003/2011 указана продукция, подлежащая сертификации, среди которой выделяют аппаратуру телемеханики устройств электроснабжения, клеммные болты для рельсовых скреплений железнодорожного пути, светофорная светодиодная головка для железнодорожных переездов, индуктивно проводные датчики и т. д.

В приложении № 4 указана продукция, на которую требуется зарегистрировать декларацию о соответствии. Например:

  • запорно-пломбировочные устройства;
  • путевые костыли;
  • подкладки костыльного скрепления железнодорожного пути;
  • программное обеспечение центров ситуационного управления;
  • пружинные противоугоны к железнодорожным рельсам;
  • прокладки рельсового скрепления;
  • путевые шурупы;
  • щебень для балластного слоя железных дорог из природного камня и т. д.

Напоминаем, что с момента вступления в силу профильных регламентом Таможенного союза на ЖД транспорт, их оценка соответствия осуществляется только в рамках требований таких регламентов (за исключением ТР ТС 002/2011). При этом ранее выданные сертификаты и декларации могут применяться до окончания их срока действия, но не позднее 1 августа 2016 г.

Появились вопросы?

Здесь можно задать любой интересующий вас вопрос на тему сертификации.