г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19,
БЦ "Omega Plaza", 3й эт., оф. №3024-3

Почему нужно оперативно гармонизировать национальные стандарты с международными?

Опубликовано: 02.02.2016

Обновлено: 14.07.2016


Нежелание правительства той или иной страны оперативно гармонизировать национальные стандарты с международными вредит не только гражданам соответствующего государства, но и мировой экономике в целом. Наглядным доказательством справедливости данного утверждения можно назвать текущую ситуацию на авторынке Китая. 

Все больше крупных автопроизводителей демонстрируют обеспокоенность тем фактом, что Китай, который с недавнего времени является крупнейший в мире автомобильным рынком, усиленно продвигает собственные системы сертификации транспортных средств и национальные стандартов, которые в большинстве своем являются устаревшими. По мнению экспертов, власти Поднебесной делают это для вытеснения поставщиков иномарок с локального рынка. 

До недавнего времени власти Китая во многих случаях разрешали иностранным автоконцернам продавать автомобили на местном рынке без прохождения локальной сертификации – единственным условием было соответствие авто международным стандартам. Но теперь китайские власти начали требовать сертификацию авто на соответствие старым национальным стандартам, охватывающим такие моменты как прочность бампера, эффективность системы торможения, размеры и расположения светильников и зеркал.

Представители иностранных автопроизводителей говорят, что возвращение Поднебесной к использованию национальных стандартов подчеркивает непредсказуемость ведения бизнеса в Китае, а также является шагом назад с точки зрения технологического развития. Нововведения могут заставить автоконцерны заниматься дорогостоящими доработками своей продукции, что обернется задержками при выводе новых автомобилей на рынок Поднебесной.

К примеру, недавно китайские регуляторы заставили компанию Nissan Motor изменить расположение противотуманных фар на одном из автомобилей японцев, после чего аналогичными доработками были вынуждены заняться и другие иностранные автопроизводители. По словам экспертов, перемещение фары всего на несколько сантиметров может обернуться необходимостью повторного проектирования наружных панелей кузова, дополнительными инвестициями в пресс-формы и агрегаты, а также задержками вывода авто на локальный рынок более чем через год.

При этом специалисты отмечают, что приведение импортных авто в соответствие китайским стандартам может не только обходиться в кругленькую сумму автопроизводителям, но и замедлять внедрение новых технологий, так как стандарты Китая в некоторых случаях могут отставать от релевантных  международных добровольных стандартов на основе консенсуса на целых десять лет. Как следствие, в сложившейся ситуации пострадавшими будут не только иностранные автоконцерны, но и конечные потребители из Китая, которые получат менее качественные автомобили. 

Эксперты сходятся во мнении, что европейские стандарты и системы сертификации автомобилей, которые де-факто являются международными, развивались в ногу с технологиями, тогда как стандарты Китай постоянно отставали. Они также полагают, что стремление поднебесной продвигать собственные стандарты вызвано желанием властей Китая замедлить укрепление иностранных автопроизводителей на местном рынке и защитить своих собственных автопроизводителей от конкуренции. Озабоченность сложившейся ситуацией уже выразили представители Европейского союза автомобильных производителей (European Automobile Manufacturers Association; ACEA), который представляет такие компании как Volkswagen, Daimler и BMW.

В то же время представители Китайского центра технологического развития автотранспортных средств (China Automotive Technology and Research Center; CATARC), который курирует национальный технический комитет по стандартизации автомобилей, отмечают, что целью китайских властей в данном случае не была защита местных производителей или препятствование иностранным автопроизводителям с точки зрения выхода на рынок Поднебесной. При этом они признают, что национальные стандарты отстают от европейских и международных. 

Представители CATARC подчеркнули, что Китай в настоящее время в ускоренном порядке актуализирует свои собственные стандарты, основанные на европейских. Тем не менее, процесс актуализации занимает довольно много времени. Как следствие, обновленные китайские стандарты по-прежнему будут на один шаг позади по сравнению с европейскими. 

После десяти лет двузначного роста, стимулируемого субсидиями и другими мерами регулирования, китайский рынок легковых автомобилей в прошлом году продемонстрировал снижение темпов роста продаж до однозначной цифры. Специалисты исследовательской фирмы JD Power прогнозируют, что, скорее всего, однозначный рост китайского авторынка станет нормой в течение следующих нескольких лет. Местные власти прекрасно это осознают и стремятся предоставить китайским автопроизводителям больше возможностей для роста и развития. 

С другой стороны, многие автоконцерны Поднебесной уже не нуждаются в такой поддержке. К примеру, в пресс-службе Zhejiang Geely отметили, что производственные мощности этого китайского автопроизводителя полностью соответствуют требованиям национальных стандартов и систем сертификации не только Китая, но и иностранных государств, где продаются автомобили Geely.

Поделиться с друзьями!

Теги: CATARC автопром автомобилестроение авто ACEA


Подписка
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать новости